Комитет Марка Шагалa (КМШ)

Comité Marc Chagall (CMC)
Париж

В 1988 потомками художника и его правообладателями единогласно было принято решение о создании Комитета Марка Шагала (КМШ). После кончины мастера в 1985 наследниками была проделана большая работа по составлению и систематизации списка произведений для предоставления в министерство культуры и министерство финансов Франции. Эта инвентаризация была необходима для урегулирования прав наследования, которые вступали в законную силу после того, как были отобраны произведения Шагала для французских музеев (предложение передать картины в счёт погашения уплаты налога на наследство исходило от французского государства; было отобрано 48 картин, около 400 работ на бумаге, скульптура, керамика, книги).

Комитет Шагала разместился в Париже по адресу 35, Набережная де л’Oрлож (quai de l’Horloge). КМШ был зарегистрирован в соответствии с французским законодательством как некоммерческая культурная ассоциация, задачей которой было сохранять и защищать наследие Шагала. В 1997 в КМШ была проведена реструктуризация, уточнено штатное расписание (реорганизация прошла через несколько лет после смерти Иды Шагал [1916–1994] и второй жены художника Валентины Шагал [1905–1993]. Мерет Мейер была избрана вице-президентом КМШ). Постоянный штат сотрудников комитета небольшой – председатель, два заместителя председателя, казначей и секретариат. Расширенные заседания с утверждённой повесткой и обязательным ведением протокола проводятся 4–5 раз в год. При необходимости для проведения экспертиз, технико-технологических анализов и консультаций приглашаются специалисты: искусствоведы, реставраторы, химики, юристы, но в штате они не состоят.

Шагаловский комитет закрыт для свободных посещений – договориться о встрече можно по заявке, заполнив выложенный на сайте КМШ (comitemarcchagall.site-solocal.com или www.marcchagall.org) формуляр и указав цель своего визита. Владельцем, в случае его согласия с условиями проведения экспертизы, подписывается типовой договор с описанием протокола, порядка работы. Одно из важных условий – предоставление членам Комитета возможности ознакомления с оригиналом и отправка на электронную почту КМШ (cmc@marcchagall.org) изображения произведения в высоком разрешении. В случае подтверждения авторства Шагала, на обороте фотографии помещается соответствующая аннотация (название работы, время её создания, размер, техника), указываются дата и место выдачи свидетельства, скреплённые подписью председателя и печатью Комитета. Две аналогично оформленные фотографии вкладываются в два досье КМШ – исследовательское и канцелярское. Сведения о произведении собираются тщательно, сборы данных занимают иногда не один месяц, по итогам исследований формируется заключение.

За проведённые полномасштабные исследования вне зависимости от результата экспертизы взимается сумма в 1500 евро без НДС, которая указывается в типовом договоре. Глубокий анализ представленных произведений, как говорит М.Мейер, необходим, чтобы при констатации подделки «с помощью специального оборудования установить, как автор – не Шагал! – выполнил работу таким образом, что она выглядит как работа Шагала». Если же установление истины требует проведения более сложных и дорогостоящих анализов, то расходы заранее согласовываются с владельцем произведения. На каждую представленную в Комитет работу заводится досье, в котором аккумулируются все сведения об изучаемом произведении – научные и технические. Если в результате экспертизы находятся доказательства того, что исследуемое произведение – подделка, оно должно быть, по правилам Комитета, уничтожено судебным приставом в присутствии владельца или его представителя. Эта процедура оговаривается в уже упомянутом типовом договоре.

Экспертам известно, как часто люди, приносящие для подтверждения подлинности принадлежащие им работы, пребывают в абсолютной уверенности, что у них находятся оригиналы, и уж им-то уничтожение работы не грозит, и вдруг из заключения специалистов они узнают, что владели копией, фальшивкой. Решение многим кажется весьма суровым, но выполнять его необходимо, чтобы пресекать постоянное возвращение на арт-рынок уже хорошо известных специалистам подделок, от которых владельцы будут стремиться избавиться и перепродать их неискушённым и неопытным коллекционерам. Подобная финансовая операция обычно сопровождается «солидно» оформленным приложением, в котором всё подтасовано – и провенанс, и выставочная история, и приложенные экспертизы. Владелец выявленной фальшивки имеет право не согласиться с решением Комитета Шагала, тогда дело передаётся в суд. (Владелец может отозвать данное им ранее разрешение на уничтожение. На раздумья ему отводится два месяца. Произведение может быть уничтожено только с его согласия. Если же приведённые консолидированные доводы Комитета кажутся собственнику неубедительными, то он может оспорить их в суде. При судебных разбирательствах привлекается независимый эксперт). Пока ни одного судебного процесса (а их за годы работы было немного) КМШ не проиграл.

При потере свидетельства об аутентичности произведения дубликат не выдаётся, и необходимо всю работу провести заново. Вот тут-то и становится очевидным, как важно, чтобы не ходить по кругу, иметь под рукой отлично структурированный и содержащийся в безупречном порядке архив. Благодаря уникальному архиву Марка и Иды Шагал – инвентарные карточки и фотофиксация работ были начаты ещё первой женой художника Беллой и продолжены дочерью Идой, в распоряжении КМШ находятся подробнейшая картотека, фототека и библиотека, в которой собраны почти все публикации о художнике.

В научную работу по изучению произведений Шагала, систематизации и описанию семейного архива уже долгое время вовлечены внучки художника Мерет и Белла Мейер, продолжившие дело своих родителей и ставшие уникальными знатоками творчества их великого деда.

При жизни и сам Шагал активно интересовался судьбой своих произведений, в том числе и тех, которые остались в России. В 1958 году он отвечал на одно из писем коллекционера Михаила Гордеева (Гордеев Михаил Григорьевич [1906–1967] – журналист, художник, коллекционер): « <…> Я был так удивлён и обрадован получить <…> Ваши фото с моих старых картин – целая жизнь моя. Особенно был потрясён увидеть наконец это «Видение», кажется 1916–1917 года. Она была сначала у художника Бродскаго, и я её потерял из виду после. Наконец она нашлась, и [это] … вид из окна. Это окно из моей комнаты в Витебске с букетом, принесённым моей Беллой, кажется 1908». В архиве хранится не только корреспонденция, адресованная Марку Захаровичу, но и обязательная копия ответа адресату. (М.Г.Гордеев тоже сохранил свою переписку с М.Шагалом, полностью на русском языке она была опубликована в статье Е.Н.Петровой – «Память о Марке Шагале в России» // Марк Шагал. Альманах. Вып.116, СПб. Palace Editions, 2005. С.23). Не так давно была опубликована переписка Шагала с Георгием Костаки (См.: Kafetsi Anna, ed. Russian Avant-garde [1910–1930]: The G.Costakis Collection. Athens: National Gallery and Alexandros Soutzous Museum, The European Cultural Center of Delphi, 1995). Однако многие интереснейшие архивные документы ещё только дожидаются перевода и публикации.

В парижском архиве Марка и Иды Шагал сохранилось довольно много писем от частных лиц, галеристов, музеев, выставочных залов и аукционных домов, содержащих просьбы подтвердить подлинность той или иной приписываемой Шагалу работы, прежде чем допустить её к экспонированию или выставить на продажу. К запросам прилагались фотографии. Эти письма не оставались без ответа – но иногда и сам художник, разглядывая чёрно-белый снимок, не мог припомнить, создавал ли он такое произведение, и сообщал, что хорошо бы было посмотреть на оригинал.

Огромная работа по систематизации творческого наследия Шагала была проведена его зятем, доктором искусствоведения и директором Базельского художественного музея Францем Майером (Franz Meyer), подготовившим первый каталог-резоне произведений художника «Марк Шагал: жизнь и творчество» (Marc Chagall: Leben und Werk). Этот фолиант (775 cтр., 1125 илл.), вышедший в 1961–1962 сначала на немецком, а потом и на французском языках, до сих пор остаётся одним из самых авторитетных справочных изданий по живописи и графике мастера. Но, естественно, произведения Шагала, созданные им после выхода каталога-резоне, охватывающие двадцатипятилетний период, в эту книгу не вошли. Исследователи и любители творчества Шагала понимали, что этот пробел должен быть устранён. В 2019 году началась работа над новым изданием catalogue raisonné. Но этим занимается не Комитет, а ещё одна некоммерческая организация с добровольным членством – Швейцарская ассоциация друзей Марка Шагала, основанная в 2018 в Берне. Ассоциация поставила одной из своих задач подготовку нового каталога-резоне. Рабочую группу возглавляет доктор искусствоведения, специалист по творчеству Шагала Амбр Готье. Первая книга этого многотомного издания (2021) посвящена шагаловской скульптуре, следующая – керамике.

Ежегодно публикуется много различных материалов о жизни и творчестве Марка Шагала, выпускается сувенирная продукция по мотивам произведений мастера. Правообладатели находятся в постоянном контакте с ADAGP – французским авторским агентством, защищающим права художников. В России ADAGP сотрудничает с Управис. При использовании изображений необходимо ставить знак копирайт, которым в настоящее время владеет семья. Права на воспроизведение фотографий принадлежат архиву Марка и Иды Шагал. Но главнейшая задача правообладателей – не допускать к публикациям и участию в выставках фальшивых произведений, следить за качественным воспроизведением подлинных работ Марка Шагала в изданиях и при выпуске сувенирной продукции.


Наследники художника иногда выступают соорганизаторами выставок, принимают участие в составлении каталогов, пишут статьи, но это их личная инициатива, и она не связана с деятельностью Комитета Марка Шагала. (См. интервью Мерет Мейер газете «Ведомости» от 11.04.2019 – «Внучка Марка Шагала: “У Шагала была уникальная способность уловить свободу”»).

За годы своей работы, направленной исключительно на исследование изобразительных произведений, текстов и архивов Шагала на мировом арт-рынке, Комитет Марка Шагала накопил уникальный опыт работы и стал наиболее авторитетным экспертом в этой области.

Автор статьи: Е.Л.Селезнёва