Коллекция Марии и Михала Цетлиных в Музее русского искусства в Рамат-Гане

Израиль

Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных в городе Рамат-Гане (Израиль) открыт 20 июня 1996 года на основе частной коллекции известных деятелей русского зарубежья, меценатов Марии Самойловны (1882–1976) и Михаила Осиповича (1882–1945) Цетлиных.

Их общественная, благотворительная и литературно-издательская деятельность хорошо известна по многим мемуарным и эпистолярным публикациям и исследованиям. Цетлины были тесно связаны с самым значительным журналом русского зарубежья «Современные записки» в Париже (1920–1940), а после 1940 – с «Новым журналом» и «Опытами» в Нью-Йорке. В знаменитых салонах Цетлиных собиралась политическая и литературно-художественная элита эмиграции, где «молодые и старые встречались в атмосфере культуры в прежнем значении этого слова, заключающем и преемственность идей, и их развитие, и движение вперед, и высокий уровень интересов». (См.: Н.Берберова. М.Цетлин. 1950).

На вилле Цетлиных «Чайки» (Les Mouettes) в Биаррице и позднее на даче в Севре часто гостили бывшие лидеры и участники петербургского объединения «Мир искусства», художники парижской школы из России и французские живописцы. Они были вовлечены в разнообразную благотворительную и издательскую деятельность Цетлиных, а также создавали у них свои произведения.

Немалая роль в знакомстве Цетлиных с художниками принадлежала другу семьи поэту-символисту, критику и художнику Максимилиану Волошину. Цетлины дружили и сотрудничали с ним со времени их знакомства в Париже в 1915 и до смерти поэта в 1932. В середине 1910-х, вращаясь в среде парижской литературно-художественной богемы, Волошин встречался с П.Пикассо, А.Бурделем, Ф.Леже, А.Лотом, Д.Риверой и с проживавшими во Франции Л.Бакстом, Н.Гончаровой и М.Ларионовым, Маревной (Марией Воробьёвой-Стебельской), Д.Стеллецким, Н.Тарховым и другими и знакомил Цетлиных со многими из них. В коллекции сохранились три акварельных пейзажа и натюрморт самого Волошина (1915, Париж и Биарриц). Также некоторые произведения могли попасть в коллекцию благодаря советам В.Серова, выполнившим несколько заказных портретов Марии Цетлиной (1910) и её свекрови А.Цетлиной (1909). Приобретённые у большинства этих художников картины, рисунки и театральные эскизы составили собрание Цетлиных. Часть работ имеет посвящённые Цетлиным авторские надписи как свидетельство тёплых отношений между художниками и собирателями.

В 1959 году коллекция была передана М.С.Цетлиной в дар Израилю одновременно с книгами из личной библиотеки и семейным архивом в контексте проходившей в то время большой благотворительной книжной акции русских эмигрантов Франции в пользу фондов нового Славянского отдела Национальной библиотеки страны. (См.: В.Хазан. 2020).

В числе деятельных участников этой акции был художественный критик, основатель и редактор журнала «Аполлон» С.Маковский (1877–1962), византолог Б.Ермолов, учёный Б.Прегель (1893–1976) – муж старшей дочери М.Цетлиной художницы Александры Прегель. Он был участником Манхэттенского проекта, с 1959 – президент Нью-Йоркской Академии наук, общественный деятель и бизнесмен, мнение которого Мария Цетлина высоко ценила. По её словам, они с Б.Прегелем принадлежали «к одной эпохе и одной культуре». (См.: Архив Цетлиных). Сестра Б.Прегеля, литературный редактор и поэт С.Прегель (1897–1972), также приняла участие в акции. Не исключено, что будучи в преклонном возрасте, М.Цетлина приняла решение о передаче коллекции именно по совету семьи Прегелей, больших друзей и донаторов молодого государства Израиль. Сами Прегели завещали своё собрание русского и европейского искусства Тель-Авивскому художественному музею.

В Рамат-Ган коллекция попала по просьбе первого мэра города Авраама Криницы (1886–1969), обещавшего Цетлиной открыть музей имени её покойного мужа. (См.: Архив Музея русского искусства им. М. и Мих. Цетлиных). Однако музей в те годы создан не был, коллекция экспонировалась в городской библиотеке Рамат-Гана.

В настоящее время коллекция Цетлиных включает восемьдесят два произведения живописи, графики и театрального дизайна. В них нашли отражение различные художественные направления и стили русского и западноевропейского искусства конца XIX и начала ХХ века. Это модерн (В.Серов, Л.Бакст, А.Бенуа), неопримитивизм и кубофутуризм (театральные эскизы Н.Гончаровой), постимпрессионизм (пейзажи М.Ларионова, Н.Гончаровой и Н.Тархова), сезаннизм и кубизм (П.Кончаловский, Маревна), неоклассический (А.Яковлев), неорусский и неовизантийский стили (Д.Стеллецкий).

Основной состав пополнился уже в Израиле двадцатью шестью произведениями. В их числе две ранние живописные работы П.Кончаловского из собрания филантропа Пьера Гильдесгейма (Pierre Gildesgame, 1903–1981), президента Всемирного спортивного союза «Маккаби», подаренные в 1994 распорядителем фонда Гильдесгейма благотворителем Фредом Вормсом (Fred Worms, 1920–2012); литографический портрет Герберта Луиса Сэмюэла (Herbert Louis Samuel), первого Верховного комиссара Палестины, работы Л.Пастернака с его дарственной надписью израильскому художнику-графику Шабтаю Рубину (Берлин, 1925, дар семьи сына художника Исраэля и Яэль Рубиных, 1998); пейзаж Я.Шура (1902–1993), члена и одного из создателей ленинградского общества «Круг художников» (1926–1932, дар сына художника, 1998). Среди работ, пополнивших коллекцию, двадцать две картины нью-йоркского периода художницы Александры Прегель (Авксентьева, 1907–1984), старшей дочери М.Цетлиной, которые добавились к девяти её произведениям, в том числе и более раннего, парижского, периода в коллекции её матери и отчима, – дар Гилеля и Юлии Гаухман (Hilel and Julia Gauchman, USA, 2000).

Характерно, что в домашней коллекции Цетлиных один из разделов составляют двадцать живописных и графических портретов, в основном членов семьи, работы В.Серова, Л.Бакста, М.Добужинского, Ф.Малявина, Маревны, Д.Риверы, Д.Стеллецкого, А. Прегель, С.Чехонина, А.Яковлева.

Значительное место в коллекции занимают эскизы театральных костюмов, что можно объяснить не только личными вкусами владельцев коллекции, но и расцветом русского театрально-декорационного искусства в первые десятилетия ХХ века, побудившим Цетлиных к собирательству. Кроме того, театр был одной из основных областей деятельности художников в эмиграции. Этот раздел насчитывает двадцать четыре эскиза театральных костюмов Л.Бакста, А.Бенуа, Д.Стеллецкого и Н.Гончаровой для постановок «Русских сезонов» С.Дягилева и для эмигрантских антреприз 1920-х в Париже: кукольного «Театра маленьких деревянных комедиантов» Юлии Сазоновой-Слонимской (Le Théâtre des Petits Сomédiens de Bois), для театра-кабаре Никиты Балиева «Летучая мышь» (Le Théâtre de la Chauve Souris) и драматической труппы Иды Рубинштейн (Théâtre de Vaudeville).

Большинство эскизов выполнено к постановкам на характерные для зарубежных русских театральных компаний 1910-х – 1920-х фольклорные темы народных праздников, свадебного обряда, волшебных сказок и легенд. Подобный выбор тем отражал вкусы западной публики, которую притягивали экстравагантность и экзотика национальных костюмов и декораций, экспрессия цвета и богатство тканей с причудливым сочетанием фольклорных русских, восточных и испанских орнаментальных мотивов, необычные аксессуары – кокошники с жемчугами, лапти и фартуки, всё, что ассоциировалось с «русским стилем» («style russe»).

Эти черты нашли выражение, в частности, в эскизах костюмов Н.Гончаровой к балетам «Свадебка» И.Стравинского (Les Noces, первая ред. 1915), «Триана» И.Альбениса и «Испания» («Espagne») М.Равеля (1916, не осуществлены), к хореографическим сценам «Подводного царства» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова (1916) для «Русских сезонов» Дягилева и к балету-пантомиме «Деревенский праздник» («La Fête au Village», сценарий М.Ларионова) на музыку Н.Черепнина для кукольного театра Ю.Сазоновой (1924). Две гуаши художницы с изображениями дымковской игрушки, выполненные, очевидно, по книге А.Деньшина «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (первое изд. 1917), были, вероятно, частью её подготовительной работы к дизайну балета «Русские игрушки» Н.Римского-Корсакова (Les Jouets Russes, Palace Theatre. New York, 1921, пост. М. Фокина, или Русского Балета Monte-Carlo, 1934). (См.: Salmina-Haskell, 1972).

К этому же кругу тем в музейном собрании относится редкая серия эскизов костюмов Д.Стеллецкого для номера «Обряд русской свадьбы» (Les Noces) по мотивам оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки. Это единственный пример сотрудничества художника с театром-кабаре «Летучая мышь» Н.Балиева (1926), названного французским критиком Robert de Beauplan за новаторство форм «un ecole d’avant-garde». (См.: Lawrence Sallivan). Сюда же примыкают четыре декоративных панно художника с персонификациями времён года (предположительно являются эскизами для росписи дачи Цетлиных в Севре, 1920-е), в которых использованы мотивы и образы его раннего эскиза занавеса к опере-сказке «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова в Мариинском театре (1910, ГТГ и ГРМ).

Почти половина в театральной части коллекции составляют одиннадцать эскизов Н.Гончаровой. Кроме того, в музейном собрании находятся три её натюрморта и акварельный пейзаж (все три – ок. 1920–1940-х), а также три пейзажа М.Ларионова с видами сада Цетлиных в Севре и жанровой картиной «Субботний день в Лондоне» (все – ок. 1920–1930-х). Это можно объяснить многолетней дружбой и сотрудничеством художников с семьёй Цетлиных с самого начала их эмиграции. В 1916 Михаил Цетлин опубликовал очерк о Гончаровой для сборника «The Soul of Russia» (ed. by Winifred Stephens. London: MacMillan), отметив талант тогда ещё начинающего театрального декоратора. Мария Цетлина участвовала в подготовке российской части этого издания, снабдив его иллюстрациями Бакста, Стеллецкого, Ларионова и Гончаровой. В 1920 Михаил Цетлин опубликовал посвящённые супругам стихотворения «Сезанн» (Ларионову) и «Ван Гог» (Гончаровой) в своём поэтическом сборнике «Прозрачные тени. Образы» (Париж-Москва) в оформлении Гончаровой.

Цетлиным, предположительно, могли первоначально принадлежать и некоторые работы Гончаровой, которые сейчас находятся в коллекции семьи старшей дочери Марии Цетлиной А. и Б.Прегелей в Тель-авивском художественном музее.

«Русскую тему» в музейном собрании дополняют единственный эскиз костюма А.Бенуа к спектаклю «Идиот» по Достоевскому (инсценировка Ф.Нозьера и В.Бинштока) в театре Иды Рубинштейн (1924), гротескный рисунок Б.Григорьева «Две девушки» из цикла «Рассея» (1917–1918), рисунки И.Ефимова из серии «Тамбовские крестьянки» (1914) и рисунок крестьянки в народном костюме Ф.Малявина (предположительно 1910-е).

Остальную часть коллекции Цетлиных составляют живопись и графика разных жанров: пейзажи, натюрморты и жанровые композиции Маревны, Н.Тархова, М.Волошина (на одном из пейзажей есть поэтический автограф К.Бальмонта, 1915), Н.Гончаровой, М.Ларионова и французских художников А.Марке, Р.Ренефера и П.Серюзье.

В 2003 коллекция экспонировалась в Государственной Третьяковской галерее (Москва). Отдельные произведения коллекции были представлены в разные годы на выставках в Музее Израиля (Иерусалим) и Тель-Авивском Художественном музее.

Литература:
  • Оригинал публикации очерка М.Цетлина о Гончаровой: M.Tsetlin. Goncharova // «The Soul of Russia». Ed. by Winifred Stephens. London: MacMillan, 1916;
  • Salmina-Haskell, L, Catalogue of Russian Drawings, London: V & A, 1972. См.: Альбом рисунков Гончаровой в собрании лондонского Музея Виктории и Альберта;
  • Lawrence Sallivan. Nikita Baliev's Le Théâtre de la Chauve Souris: An Avant-Garde Theatre // Dance Researche Journal. 1886–1987. 18/2. P.2;
  • Н.Берберова. М.Цетлин (1950) // Неизвестная Берберова. СПб: Лимбус-Пресс, 1998. С.205, 208;
  • В.Хазан. Из истории русских масонов-эмигрантов в Париже // Евреи России – иммигранты Франции. Очерки о русской эмиграции. Под ред. В.Московича, В.Хазана и С.Брейар. Москва–Иерусалим. Мосты культуры, 2000;
  • L.Voiskoun. Pregel. Lonely soul. Painting from 1930–1960 / Paris – New-York. Catalogue. Maria and Mikhail Zetlin Russian Art Museum. Ramat-Gan, 2000;
  • Л.Войскун. О коллекции Марии и Михаила Цетлиных в Музее русского искусства (Рамат-Ган, Израиль) // Зарубежная Россия. 1917–1939. Книга 2. Санкт-Петербург, 2003. С.487–492;
  • Е.Жукова. Коллекция Марии и Михаила Цетлиных // Музей русского искусства им. Марии и Михаила Цетлиных. Каталог. Рамат-Ган, Израиль, 2003. C.10–33. Рус., англ. (E. Zhukova. The Maria and Mikhail Zetlin Art Collection // The Maria and Mikhail Zetlin Museum of Russian Art. Catalogue. Ramat-Gan, Israel, 2003. C.10–33. Rus., engl.);
  • Л.Войскун. «Всё образует в жизни круг». О Ю.Сазоновой (Слонимской) и её «Театре маленьких деревянных комедиантов» в Париже. К вопросу об атрибуции пяти театральных эскизов Н.Гончаровой из израильского Музея русского искусства им. Цетлиных в Рамат-Гане // Русское еврейство в зарубежье. Статьи, публикации, мемуары и эссе. Составитель, главный ред. и издатель М.Пархомовский. Т. 5 (10). Иерусалим, 2003. С.433–450;
  • Л.Войскун. О некоторых атрибуциях произведений Д.С.Стеллецкого в коллекции Марии и Михаила Цетлиных // Зарубежная Россия. Сб. статей. 1917–1945. Кн. 3. СПб., 2004. С.373–379;
  • Н.Винокур. «Всю нежность не тебе ли я несу...» / Альбом Марии Самойловны Цетлиной // Наше наследие. 2004. № 72. С.58;
  • Л.Войскун. Портрет Гречанинова М.В.Добужинского в коллекции Цетлиных (к вопросу о контексте его создания) // История, культура, литература. К 65-летию С.Ю.Дудакова. Под ред. В.Московича и С.Шварцбанда. The Hebrew University of Jerusalem / Center for Slavic Languages and Literatures. Иерусалим, 2004. С.91–108;
  • О.Демидова. Дом Цетлиных как локус русско-еврейской культуры в эмиграции // Русско-еврейская культура / Сб. статей. Под ред. О.Будницкого. М., 2006. С. 390–405;
  • Л.Войскун. Американский период художницы Александры Прегель // Деятели американской культуры из Российской империи // Альманах. ГРМ. Вып. 262. СПб.: Palace Editions, 2009. С.73–89. Рус., англ.;
  • Михаил Цетлин (Амари). Гончарова // Цельное чувство. – Сб. стихотворений. Сост., подг. текста, послесловие, комментарии В.Хазана. М.: Водолей, 2011. С.256;
  • А.Прегель. Из прошлого // Александра Прегель. Автобиография души. Воспоминания. Живопись. Графика. Livre d"artiste. Сост.: Ю.Гаухман, А.Рюмин. М.: Русский путь, 2018.
Архивы:
  • Письмо М.Цетлиной к её мужу от 6.V.1937. Рукописный отдел Национальной библиотеки Израиля, Иерусалим. Архив Цетлиных. Arc. Ms. Var 401/7;
  • Архив Музея русского искусства им. М. и Мих. Цетлиных (иврит). Два письма А.Криницы к М.Цетлиной на рус. и англ. яз. от 25.1.1959 и 3.2.1959 упомянуты в письме к и.о. мэра Рамат-Гана Ш. Зусману от 9 июня 1966, когда зять М.Цетлиной Б.Прегель интересовался судьбой коллекции.

Автор статьи: Леся Войскун