Художественный музей, Эйн-Харод (Mishkan Le’Omanut Museum of Art, Ein Harod / משכן לאמנות עין חרוד; буквально – «обитель искусства») находится в кибуце Эйн-Харод, расположенном на севере Израиля в Изреэльской долине. Музей официально был открыт в 1937 году, несколько лет спустя после появления Художественного музея в Тель-Авиве, и является одним из старейших музеев Израиля.
Появление в кибуце музея было результатом движения за создание учреждений культуры в еврейских трудовых коммунах Палестины. Это движение возникло в середине 1920-х годов и вдохновлялось идеями о том, что для национального развития культурная деятельность и искусство равноценны производительному труду. В кибуце Эйн-Харод эти идеи нашли своего преданного апологета в лице Хаима Атара (Аптекарь, 1902–1953). Родившийся в украинском местечке художник-самоучка, обладавший тонкой художественной интуицией и эстетическим вкусом, он в конце 1930-х побывал в Париже и, открыв для себя творчество Хаима Сутина, стал считать себя его учеником и продолжателем. Х.Атар полностью посвятил себя созданию музея, отдавая этому практически всё своё свободное время (за исключением ночных часов, когда он выпекал хлеб в коммунальной пекарне). Музей первоначально располагался в сарае, в котором находилась и мастерская самого Х.Атара. В 1948 году специально для музея было построено здание по проекту архитектора Шмуэля Бикельса (Shmuel Bickels; 1909–1975), которое и до сих пор удовлетворяет современным требованиям к музейной архитектуре. Позднее к основному зданию были добавлены специализированные помещения, в одном из которых хранится коллекция музея.
Формирование собрания с самого начала ставило своей целью презентацию феномена «еврейского искусства» в самой широкой его интерпретации как манифестации творческой энергии еврейского народа в непрерывной художественной традиции от древнейших памятников в Святой Земле до современных и авангардных художников в диаспоре и Израиле. В соответствии с этим в коллекции музея, которая сегодня насчитывает несколько тысяч экспонатов, представлены не только произведения живописи, графики, фотографии и скульптуры, но и образцы еврейского народного искусства и артефакты, найденные в археологических раскопках в окрестностях кибуца.
Самые значительные по объёму и ценности части музейного собрания – работы израильских художников, мастеров «Парижской школы» и художников-евреев из разных стран. Со многими из них Х.Атар установил контакты во время своего пребывания в Париже, и их дарения были одним из основных источников пополнения собрания музея. Так, в частности, здесь с редкой полнотой представлены работы П.Кременя, М.Кикоина, А.Мильчина. Кроме того, в музее хранятся офорты и литографии М.Шагала, живописные полотна Р.Фалька и Мане-Каца, а также кубистическая композиция И.Б.Рыбака «The old Man» (1917–1921) и серия его гуашей «Погром» (1919). Эти произведения нередко экспонируются на израильских и международных выставках, и сам Художественный музей, Эйн Харод играет видную роль в культурной жизни страны.
Литература:
- Zusia Efron. Mishkan Le’Omanut Museum of Art Ein Harod. Ein-Harod-Jerusalem, 1970;
- Galia Bar Or. «Our Life requires Art». Art Museums in the Kibbutzim, 1930–1960. Ben-Gurion Research Institute for the Study of Israel and Zionism, Ben-Gurion University of the Negev, 2010. Pp. 54–74, 153–287 (in Hebrew).