В передовой державе – Российской империи начала XX века краски, кисти, мольберты, карандаши и всё необходимое для живописного творчества было широко представлено многочисленными российскими и европейскими фабриками и продавалось в специализированных розничных магазинах «художественных принадлежностей». Кроме того, всё это можно было купить в «писчебумажных» (канцелярских) и книжных магазинах, количество которых исчислялось тысячами.
Названия магазинов были разнообразны. К ним часто добавлялись такие фразы как «Торговля рисовальными принадлежностями», «Магазин художественных и письменных принадлежностей» (примеры - реклама магазина Простакова и магазина Скрона, соответственно), а московский магазин Надежина в бланке счёта указывал: «Оптово-розничный склад красок и принадлежностей живописи. Художественный, писчебумажный и москательный магазин». Множество розничных магазинов, продававших материалы для художников в качестве сопутствующего ассортимента к картинам, гравюрам, рамам и открыткам, назывались «художественными» магазинами или салонами.
Наиболее известные и упоминаемые в различных источниках художественные магазины того времени были созданы обрусевшими европейцами, перебравшимися в Россию в разные периоды XIX века. В 1827 году купцом 2-й гильдии Джузеппе (Иосифом Христофоровичем) Дациаро, итальянцем по происхождению, был основан магазин, который располагался в Санкт-Петербурге. Магазин Дациаро прославился в первую очередь изданиями видовой графики, а также продажей художественных, рисовальных и чертёжных принадлежностей.
Купцом 1-й гильдии Иваном Осиповичем Аванцо, также имевшим итальянские корни, был основан магазин в Санкт-Петербурге на углу улицы Морской и Невского проспекта. Аванцо был поставщиком «Московского Общества Любителей Художеств», а его магазины славились продажей картин популярных художников, публикацией художественных альбомов, первых изобразительных открыток и финансовой поддержкой известных живописцев.
Их магазины располагались на центральных и самых дорогих торговых улицах Москвы и Санкт-Петербурга. На основе Прейс-Курантов санкт-петербургских магазинов Аванцо (Морская, 9) и Дациаро (Морская, 11), являющихся экспонатами «Отраслевого канцелярского музея», можно составить представление о доступности профессиональных художественных материалов в Российской империи начала ХХ в. Прейс-Куранты являлись периодическими изданиями, доступными с середины XIX века и вплоть до 1917 года.
Современная дистрибуция и розничная торговля художественными материалами в России повторяет основные принципы системы, сформировавшейся накануне Первой мировой войны. Часть упомянутых выше частных магазинов возобновила свою работу на короткий период НЭПа.
Масляные и акварельные краски мировых брендов, а также художественная гуашь ввозились в страну практически полными линейками: это масляные краски фабрики Г. Б. Мевеса (Г. В. Мевес – у Дациаро), Германия, Winsor&Newton, Англия (в транскрипции у Дациаро и Аванцо – «Виндзор и Ньютон» и «Винсор и Ньютон», соответственно). В Россию поставляли свою продукцию и другие, менее известные предприятия. Ассортимент был настолько широк, что только в одном каталоге Аванцо насчитывалось более 70 наименований масляной краски красного цвета.
Акварельные краски выпускались в тубах, кюветах и полукюветах. В ассортименте магазинов доминировали фабрики «Буржуа» (совр. Lefranc&Bourgeois) и Winsor&Newton, Англия (в транскрипции у Дациаро и Аванцо – «Виндзор и Ньютон» и «Винсор и Ньютон», соответственно). Последние по праву тогда считались лучшими и именно так именовались и в Прейс-Курантах. В Россию поставляли свою продукцию и другие, менее известные предприятия. Краски можно было приобрести как в наборах, так и поштучно. В продаже имелись и металлические коробки для самостоятельного составления нужной палитры цветов, что актуально и в настоящее время.
Как мы видим, всё необходимое для творчества в сфере изобразительного искусства в розничных магазинах дореволюционной России было представлено в полном ассортименте. Оба магазина отправляли товар, выбранный покупателями по Прейс-Куранту, «наложенным платежом по почте и через транспортные общества большой и малой скоростью во все города» Российской империи. Профессиональные художники для работы могли приобрести все необходимые материалы не только зарубежного производства (речь о производителях – мировых лидерах и сегодня), но и российских фабрик. Дациаро имел в своём ассортименте «акварельные краски Дациаро», произведённые на предприятии, также упомянутом в Прейс-Куранте.
Возможности профессиональных художников в отношении кистей, холстов, мастихинов, мольбертов, палитр, туши и вспомогательных жидкостей и добавок также ничем не были ограничены. Из известных художественных брендов обращают на себя внимание кисти «Рубенс» (Совр. – Rubens), а также английские - вероятнее всего, тот же Winsor&Newton.
Магазин Аванцо предлагал холсты для профессионалов и учащихся, на любой вкус и кошелёк: натянутые на подрамник и в рулонах для самостоятельной натяжки, грунтованный картон и холсты, натянутые на картон, российского и европейского производства.
Импортные мольберты ввозились и студийные, и полевые – для пленэров, с деревянными или металлическими треногами. Судя по литографическим изображениям в Прейс-Курантах и Дациаро, и Аванцо, с большой долей вероятности можно утверждать, что это – Mabef, Италия.
В продаже имелись деревянные палитры (как не обработанные, так и пропитанные льняным маслом) для масляной живописи и фарфоровые – для акварели.
На литографических изображениях мастихинов (шпателей) в обоих Прейс-Курантах видно клеймо Winsor&Newton. Их формы и размеры повторяют современные.
Отдельно стоит упомянуть цветную тушь бренда «Лефран» (Lefranc&Bourgeois, Франция) из Прейс-Куранта Аванцо. В предложениях современных производителей трудно найти такое разнообразие цветовой палитры.
Не менее широким был и ассортимент вспомогательных жидкостей и добавок, входивших в оба Прейс-Куранта. Для масляной живописи – маковое и льняное масло, ретушный лак, сиккативы Rowney у Аванцо (Англия, компания Daler&Rowney), дамарный лак и так далее. Для акварельной живописи – лак акварельный, гуммиарабик «Лефран» (Lefranc&Bourgeois, Франция). Для графики – фиксативы.
Бумага для акварели предлагалась как в листах и альбомах, так и в рулонах. В том числе (у Аванцо) фирмы «Кансон» (Франция, Canson), широко используемой и современными художниками. Можно было свободно приобрести литографические, пастельные и цветные карандаши, как поштучно, так и в наборах: «А. В. Фабер» или A.W. Faber (сегодня – Faber-Castell, Германия), «Фабрики Гартмута графита koh-i-noor» («Гартдмута») или «Л. Ч. Гартмут» (Чехия, Koh-i-Noor), «Лефран» (Франция, Lefranc&Bourgeois).
Краски для живописи по фарфору также предлагали оба магазина: «Лакроа» – у Аванцо, Lacroix – у Дациаро, как в тубах, так и в порошке.
Спрос на качественные художественные материалы из-за рубежа и доверие покупателей к иностранным товарам рождали такие названия как, например, «Берлинский Художественный Магазин Ю. Ф. Брокмана» (Москва, Неглинный пр. и ул. Старая Басманная), основанный в 1877 году. Брокман не случайно назвал свой магазин «Берлинским» – этому способствовала популярность таких товаров германского происхождения как краски берлинской фабрики Г. В. Мевеса, карандаши A.W. Faber, художественная акварель Гюнтера Вагнера. Основой ассортимента Брокмана являлись различные модели для учащихся, но сопутствующие художественные материалы из Германии также приносили существенную прибыль.
Художественные товары из-за границы завозились и оптовыми фирмами, которые распространяли свой товар по всей империи. Предложение по художественной номенклатуре в Прейс-Куранте крупнейшего писчебумажного (канцелярского) оптовика начала 1910-х в Российской империи – Торгового дома «Преемники А. Я. Соловьёва» не было столь комплексным, как у Дациаро или Аванцо, но всё самое необходимое в нём присутствовало. «Преемники» дистрибутировали не только европейские марки, но и художественные материалы российского производства.
Торговый дом в профессиональном сегменте художественных акварельных красок делал ставку на продукцию Гюнтера Вагнера «Пеликан» и берлинской фабрики Г. Б. Мевеса. В масляных красках «для художественной живописи» ТД продвигал продукцию московской фабрики Р. Г. Фридлендера (будущий «Красный художник» после национализации в 1917 году).
Ассортимент туши включал в себя «китайскую» в классической фасовке (брусок и флакон) и «химическую» производства Гюнтера Вагнера и Г. Б. Мевеса. Кисти – только основных номеров (ворс – колонок, белка). Вспомогательные жидкости также предлагались оптовикам, в частности, фиксатив Вагнера.
Названия фабрики и торговой марки на этикетках указывали на русском и немецком языках — продукция предназначалась не только для отечественного рынка, но и для экспорта в Германию. Палитра цветов Рафаэля Фридлендера не уступала зарубежным брендам и насчитывала 54 оттенка, тубы имели несколько размеров, на них присутствовала маркировка укрывистости, близкая к той, что принята в настоящее время.
Ассортимент туши включал в себя «китайскую» в классической фасовке (брусок и флакон) и «химическую» производства Гюнтера Вагнера и Г. Б. Мевеса. Кисти – только основных номеров (ворс – колонок, белка). Вспомогательные жидкости также предлагались оптовикам, в частности, фиксатив Вагнера.
Прямые поставки от производителей художественных материалов осуществлялись не только столичными фирмами. Яркий пример распространения качественных товаров для художников вдалеке от обеих столиц в центре Сибирской Губернии, городе Томске – дистрибуция профессиональной бумаги для художников «Общества писчебумажной фабрики Сочевка» (Царство Польское) томским и иркутским магазинами Петра Макушина. В Прейс-Куранте ТД «Преемников Соловьёва» бумага этой фабрики указана как «Варшавская».
Отдельного упоминания заслуживает «Первая Российская паровая карандашная и грифельная фабрика В. Ф. Карнац в Москве». К началу ХХ века фабрика являлась крупнейшей в России по объёму выпуска карандашей различного назначения, в том числе и для профессиональных художников. Её продукция соперничала с зарубежными марками не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. На Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года фабрика была удостоена серебряной медали «за доброкачественные карандаши и в особенности за рисовальные угли».
Карнац выпускал также «порт-крэйоны» (держатели) для мелков и карандашей, «карандаши олео-пастельные цветные, без деревянной оправы» – по сути, аналог пастели, «резину в кедровом дереве» (ластик в деревянном корпусе в виде утолщённого карандаша). Вероятнее всего, саму резиновую вставку из натурального каучука Карнацу поставляло другое российское предприятие – Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ «Треугольник»), располагавшееся в Санкт-Петербурге.
Фабрика Станислава Маевского под Варшавой, в то время входившей в состав Российской империи, выпускала, помимо своей основной продукции, карандаши, масляные пастельные мелки, распространявшиеся, в первую очередь, на отечественном рынке, так же как и художественная акварель фабрики красок Досекина.
Авторы статьи: И.М.Зайцев, И.Кукушкина