ГРМ (Государственный Русский музей)

Петербург

Процесс формирования коллекции авангарда в Русском музее непосредственно связан с отношением к этому явлению в обществе. Энтузиазм первых послереволюционных лет, направленный на модернизацию всех сторон жизни, включая искусство, быстро сказался и на «организации памяти». Современные художники, лидеры авангарда – К.С.Малевич, В.Е.Татлин, В.В.Кандинский, М.В.Матюшин, А.М.Родченко и другие – активизировали свою деятельность вокруг обновления принципов комплектования музеев, экспонирования и исследования современного искусства. Музеи художественной культуры, созданные в Москве и Петрограде, коллекции современного искусства, собиравшиеся в провинциальных городах, приобретения произведений через Отдел Изо НКП в 1920-е – несомненные признаки заботы, проявлявшейся к сохранению и популяризации актуального творчества. Русский музей в этом процессе оказался в весьма выгодном положении. Так случилось прежде всего потому, что в 1920-е интересы музея отстаивали видные художники и деятели авангарда – Н.Н.Пунин, Малевич, П.А.Мансуров и другие.

В результате уже в 1922 в экспозицию Русского музея был включён небольшой раздел «новейших течений». Это начинание послужило тогда поводом для администрации музея высказать суждение о случайной и недостаточной представленности произведений современных художников в фондах музея и необходимости их пополнения. Весной 1926 после волюнтаристского закрытия МХК в Ленинграде его коллекция почти полностью (456 экспонатов) была передана в Русский музей. На этой основе и был создан отдел новейших течений искусства (см.: ОНТ), руководимый Пуниным.

К.С.Малевич. Голова крестьянина. Начало 1930-х. Холст, масло. 55х45,5. ГРМ
В.В.Кандинский. Сумеречное. 1917. Холст, масло. 92×70. ГРМ
И.А.Пуни. Натюрморт с буквами и кувшином. 1919. Холст, масло. 88х88. ГРМ
П.Н.Филонов. Живая голова. 1923. Холст, масло. 85х78. ГРМ
0 / 0

6 ноября 1927 в музее открылась экспозиция того же отдела, построенная по новому для того времени принципу, соответствовавшему структуре исследовательских отделов Гинхука, возглавляемого Малевичем. К «новейшим течениям» были отнесены такие художественные явления, как примитивизм (Н.С.Гончарова, О.В.Розанова, М.Ф.Ларионов, Е.Г.Гуро, Д.Д.Бурлюк и другие); «Бубновый валет»; геометризм и ранние проявления кубизма (Гончарова, Татлин, А.В.Шевченко, Бурлюк и другие); кубизм и супрематизм (И.А.Пуни, Н.А.Удальцова, Малевич, Л.С.Попова, И.В.Клюн, В.В.Лебедев); экспрессионизм (П.Н.Филонов, М.З.Шагал, Кандинский, В.Н.Чекрыгин, Татлин и другие). Примерно в той же структуре отдельно экспонировались рисунки, акварели и пастели.

Активная деятельность отдела новейших течений продолжалась недолго. Уже в документах 1931–1932 он упоминается как «бывший». По счастью, несмотря на весьма нелёгкие времена, наступившие для искусства в конце 1920-х, формирование коллекции авангарда в ГРМ не прекратилось. В 1936, после смерти Малевича (1935), жена художника, его мать и дочь Уна передали на хранение в музей почти всё, что осталось в их доме. Позднее (1977) одна часть работ Малевича была приобретена Русским музеем, другая – подарена родственниками. В результате вместе с важнейшими супрематическими композициями, поступившими в музей в 1932, ГРМ стал обладателем 156 произведений живописи, оригинальной и печатной графики, двух архитектонов и четырёх произведений из фарфора, а также нескольких книг с иллюстрациями художника, писем и других документов. Творчество Малевича в собрании ГРМ представлено значительно полнее и разнообразнее, чем в других коллекциях, – от самых ранних, ещё импрессионистических работ до исполненных перед самой смертью художника. По этой коллекции можно проследить изменения стилистических предпочтений Малевича, характер и пути его поисков.

Произведения ещё одного крупного мастера русского авангарда – Филонова – волею судьбы почти полностью оказались в Русском музее. После смерти Филонова 3 декабря 1941 в блокадном Ленинграде, его сестра Евдокия Николаевна Глебова на саночках перевезла в Русский музей из своей коммунальной квартиры на Невском проспекте работы брата, передав их на временное хранение. В 1978 произведения Филонова (315 живописных и графических работ), принадлежавшие Глебовой, были официально подарены ею ГРМ. Соединившись с картинами и рисунками, поступившими в музей ещё в 1926 в составе МХК («Коровницы», «Германская война». Обе – 1914; «Цветы мирового расцвета». 1915; «Белая картина». 1919; и три рисунка. 1914–1916), произведения Филонова из собрания ГРМ дают полнейшую информацию о разных этапах творчества художника и методе, в котором он работал.

В 1932 в Ленинграде в помещениях Русского музея открылась выставка «Художники РСФСР за 15 лет». По существу это был последний широкий жест сталинского режима, демонстрировавшего свою демократичность в отношении искусства. На этой выставке было разрешено показать произведения разных направлений и стилей. После того как выставка закрылась, многие работы, в том числе и художников авангарда, были переданы в Русский музей.

В 1930–1950-е коллекции авангарда пополнялись лишь немногими поступлениями от художников и их семей. В 1960–1970-е, когда искусство авангарда было ещё под запретом, этот процесс заметно активизировался. Благодаря В.А.Пушкарёву, тогдашнему директору, его контактам и целенаправленным поискам, в 1960-е были приобретены многие произведения И.И.Машкова (у М.И.Машковой), А.В.Лентулова (у М.А.Лентуловой) и других мастеров. Примерно тогда же музей получил в дар от А.К.Томилиной-Ларионовой, вдовы Ларионова, важнейшие произведения Гончаровой (цикл «Евангелисты» и другие). В 1960-х и 1980-е музей получил бесценные дары от А.С.Лазо-Грабенко, вдовы Лебедева, К.Б.Окуневой, вдовы Б.Н.Окунева, известного ленинградского коллекционера, собравшего большую коллекцию русского авангарда. Немалую роль в 1960-е – 1980-е сыграло Министерство культуры, приобретавшее произведения у художников, в семьях, на выставках и передававшее их музеям.

В результате к 1990-м, когда приобретения русского авангарда по существу прекратились из-за высоких цен и отсутствия финансирования, ГРМ стал обладателем одной из самых больших и представительных коллекций русского авангарда.

Автор статьи: Е.Н.Петрова