Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева

Москва

Архитектурный авангард ХХ века является неотъемлемой частью новаторских художественных явлений 1920-х годов. Русский архитектурный авангард включает в себя и оригинальную систему обучения, созданную преподавателями Вхутемаса, и деятельность новаторских группировок АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов) и ОСА (Объединение современных архитекторов) и, наконец, реальное строительство 1920–1930-х годов. Памятники русского архитектурного авангарда имеют уникальную историческую, архитектурную, художественную и эстетическую ценность.

Отношение к авангардному искусству со стороны советской власти, начиная с 1930-х годов, значительно повлияло на судьбы многих архитекторов, и сделало эту тему закрытой на долгое время для исследований, а часть произведений была безвозвратно утрачена.

В фондах Музея архитектуры сосредоточено уникальное собрание наследия архитектурного авангарда, включающее в себя архивные документы, графику, живопись, фотоматериалы, макеты, проектные модели и предметы декоративно-прикладного искусства.

Значительная часть коллекции состоит из архитектурных проектов, созданных в 1920-е–1930-е годы. Она включает в себя не только материалы, относящиеся к реальному строительству эпохи авангарда, но и важнейшие конкурсные проекты, дипломные работы, теоретические разработки различных авангардных группировок.

Большую часть собрания архитектурного авангарда в музее составляют авторские коллекции, крупнейшая из которых – архив выдающихся архитекторов Александра, Виктора и Леонида Весниных. Её формирование началось ещё в 1935 году в результате поступления в музей ряда проектов с Постоянной всесоюзной строительной выставки. Среди них были конкурсные проекты на сооружение Дворца Советов (1931–1933) и здания Наркомата тяжёлой промышленности на Красной площади (1934). Эти два конкурса стали крупнейшими в Советском Союзе, и помимо братьев Весниных в них принимали участие лучшие архитекторы страны, среди которых – Моисей Гинзбург, Иван Леонидов, Константин Мельников, Илья Голосов, Георгий Крутиков и другие.

Пополнение собрания активно продолжалось и во второй половине ХХ века. В эти годы в коллекцию графики поступили личные архивы таких архитекторов, как И. и П. Голосовы, А.И.Гегелло, Я.О.Рубанчик, К.С.Мельников, А.С.Фуфаев, М.И.Мотылёв. Графика М.И.Мотылёва неоценима в контексте изучения истории жилого проектирования и строительства эпохи авангарда, которое велось под его руководством.

В 1961 году, через два года после смерти Александра Веснина, наследники передали в музей остальную часть архива братьев Весниных, которая включала в себя такие важнейшие для архитектуры авангарда проекты, как Дворец Труда (1923), здание Аркос (1924), Ленинградская правды (1924), Ивсельбанк (1927), Дом промышленности и торговли в Екатеринбурге (1927); проекты множества общественных зданий и клубов, в том числе ДК ЗиЛ (1931).

Одновременно с архитектурной графикой были переданы более 150 живописных и графических работ Александра Веснина за 1910–1940-е годы, в числе которых листы с «беспредметной» живописью, эскизы оформления спектакля «Человек, который был четвергом», различные наброски декораций, памятников, изданий.

Материалы архитекторов-рационалистов, членов группировок АСНОВА и АРУ (Объединение архитекторов-урбанистов), представлены в музейной коллекции работами таких знаковых фигур, как Николай Ладовский – творческий лидер рационализма – с его проектом «Явление коммунального дома» (1920), Владимир Кринский с экспериментальным проектом небоскрёба (1922–1923), Георгий Крутиков и его дипломная работа «Летающий город» (1928).

Важной частью коллекции архитектурной графики авангарда стали работы студентов и преподавателей Вхутемаса – всемирно известной московской школы, которая была центром формирования новаторских архитектурно-художественных течений в советской России. Первое поступление графических материалов Вхутемаса в музей состоялось в 1972 году в составе архива В.Ф.Кринского. Коллекцию пополнили два последующих дара музею, сделанных семьями преподавателей Вхутемаса И.В.Ламцова и М.В.Коржева (в 1988, 1990, 2006). Именно их архивы содержали студенческие работы.

В 2007 году в музей поступили такие проекты архитектурного авангарда, как здание газеты Известия в Москве (1925) и Дом правительства в Минске (1929) архитектора Г.Б.Бархина, Дом правительства в Алма-Ате (1927) М.Я.Гинзбурга. В том же году музейное собрание пополнил долго находившийся в частном собрании архив Ивана Леонидова, одного из самых ярких архитекторов авангарда. Комплекс графических и живописных материалов проекта Города Солнца И.И.Леонидова, несмотря на то, что он был создан в послевоенное время, стал жемчужиной коллекции архитектурного авангарда. Этот проект-утопия представляет собой результат обобщения и развития идей архитектора 1920–1930-х годов в создании образа идеальной концепции мира будущего.

Коллекция фотоматериалов 1920–1930-х годов содержит как уникальные копии несохранившихся архитектурных проектов, так и фотофиксацию утраченных либо значительно перестроенных зданий периода авангарда, работ по сооружению значимых памятников, рабочих процессов в архитектурных мастерских, портреты архитекторов и их окружения и семей.

Архивные коллекции музея содержат сведения о биографии архитекторов (братьев Весниных, Г.Т.Крутикова, А.И.Гегелло, В.Ф.Кринского М.В.Коржева и других), показывают практическую часть их работы, окружавшую их повседневность. Это как служебные, так и личные документы, дневники, письма, записки, статьи, а также различные материалы, связанные с их художественным творчеством.

Уникальная коллекция проектных моделей и макетов архитектуры авангарда является важным источником для различных исследований. Она даёт возможность трёхмерного представления архитектурных проектов. Особую ценность представляют модели и макеты несохранившихся сооружений и неосуществлённых проектов.

Коллекция архитектурного авангарда – одна из наиболее значимых и востребованных в собрании Музея архитектуры. Она стала важным источником для экспозиционных, просветительских, мультимедийных и реставрационных проектов, многочисленных исследований специалистов и различных художественных изданий.

Автор статьи: К.Кокорина, А.Оксенюк