ГМИ РК (Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого)

Нукус, Узбекистан

ГМИ РК был создан в феврале 1966 на основе Постановления Каракалпакского обкома КП Узбекистана и Совета министров Каракалпакской АССР. Инициатором открытия и первым директором музея стал художник И.В.Савицкий.

В настоящее время ГМИ РК считается крупнейшим художественным музеем Центральной Азии. Его собрание насчитывает около 90 тысяч единиц хранения. Основой музея была коллекция каракалпакского народно-прикладного искусства, собранная группой Савицкого в конце 1950-х – начале 1960-х в Каракалпакском филиале АН Узбекистана. Отдел искусства древнего Хорезма комплектовался в основном находками археологического отряда музея.

Л.С.Попова. Дома. 1916. Бумага, акварель,графитный карандаш. 33,8х20,6. ГМИ РК
М.И.Курзин. В гости. 1932. Бумага на картоне, гуашь. 49,5×71. ГМИ РК
В.Н.Чекрыгин. Лист из серии «Долой неграмотность». Бумага, пастель. 1920. 48×62. ГМИ РК
А.А.Моргунов. Мясная лавка. 1911. Холст, масло. 103х88. ГМИ РК
0 / 0

Особую известность музею принесла коллекция отдела изобразительного искусства начала ХХ века, называемая для краткости «коллекцией русского авангарда». На самом деле задачей Савицкого при формировании отдела изобразительного искусства был показ объективной картины художественной жизни страны первых трёх десятилетий ХХ века во всём её многообразии, а также творчества авторов, стоявших вне группировок.

Собирая коллекцию, Савицкий преследовал и другие цели. Во-первых, будучи одним из основоположников каракалпакской школы изобразительного искусства, он хотел, чтобы первые художники Каракалпакии учились мастерству у своих предшественников в Узбекистане и России, работавших в 1920–1930-е. Во-вторых, Савицкий отказался от существовавшей в те годы в СССР практики комплектования музеев по методу «малых Третьяковок».

Обладая безупречным вкусом и знаниями, получив поддержку и доверие местного руководства и интеллигенции, он сумел в кратчайшие сроки сосредоточить в нукусском собрании целый пласт искусства, некогда выпавший из поля деятельности музеев страны. Своей уникальной методикой сборов, которую Савицкий назвал «монографичной», он зачастую не оставлял шансов и частным коллекционерам. Считая, что нужно понять «кухню художника», он приобретал не только завершённые, зрелые произведения авторов, но и этюды, наброски и подготовительные работы. Таким образом, Нукусский музей приобрёл статус не просто интересной и своеобразной коллекции, но и богатейшего художественного архива советского авангарда и поставангарда.

Пожалуй, самой важной частью собрания ГМИ РК является коллекция произведений представителей так называемого Туркестанского авангарда – художников, работавших в Средней Азии в 1920–1930-х. Усвоившие уроки основоположников русского авангардного искусства, обогащённые знаниями классического и современного им европейского искусства, очарованные Востоком, его богатейшей культурой, природой, особым укладом жизни и иногда ментальностью и религией, они создали уникальную живописную школу (А.Н.Волков, У.Т.Тансыкбаев, А.В.Николаев (Усто-Мумин), Е.Л.Коровай, В.И.Уфимцев, М.И.Курзин, В.П.Маркова, Н.Г.Карахан, Н.В.Кашина и другие).

Некоторые художники представлены сотнями и даже тысячами работ (например, Волков – более ста работ, Тансыкбаев – около трёхсот, Карахан, Н.П.Тарасов – около тысячи работ каждого, И.М.Мазель – около полутора тысяч, А.С.Ставровский – более двух тысяч). В коллекции Нукусского музея есть работы первых авангардистов – Л.С.Поповой, Д.Д.Бурлюка, М.В.Ле-Дантю, М.А.Волошина, А.А.Моргунова, Р.Р.Фалька, А.В.Шевченко и других.

Особой заслугой Савицкого является открытие новых имен (Тарасов, Ставровский, Д.Н.Лопатников, А.А.Поманский и другие) и реабилитация незаслуженно забытых и непризнанных (В.И.Шухаев, К.Н.Редько, С.Б.Никритин, Волков, А.А.Рыбников, И.А.Кудряшов и десятки других). По нашим сведениям, некоторые авторы представлены только в коллекции ГМИ РК (такие художники, как Е.А.Лысенко, Ставровский, Н.М.Боровая и некоторые другие).

Следует упомянуть и небольшую относительно других сегментов собрания коллекцию шестидесятников и представителей андеграунда 1970-х.

По единодушным оценкам мировых экспертов и исследователей, фонды Нукусского музея являются одной из наиболее представительных и разнообразных коллекций русского и советского искусства ХХ столетия, которая должна стать основой для пересмотра и переосмысления общепринятых взглядов на историю русского и советского искусства.

Литература:
  • (Каталоги)Забытые полотна. Живопись, графика из собрания Нукусского музея. [Каталоги] М., 1988;
  • (Каталоги)Советское искусство 1920–1930-х годов из собрания Государственного музея искусств Каракалпакской АССР им. И.В.Савицкого, Нукус. [Каталог] Л., 1991;
  • (Каталоги) Russissche Avantgarde. Grafik aus dem Kunstmuseum Nukus, Karakalpakstan. Stadtische Kunstsammlungen Chemnitz. [Katalog] Stuttgart, 1994;
  • (Каталоги) Les Survivants des Sables Rouges. Art russe du Musee de Noukous. Ouzbekistan 1920–1940. [Catalogue] Conseil Regional Basse-Normandie, 1998;
  • (Каталоги) Russia’s Unknown Orient. Orientalist Painting 1850–1920. [Catalogue] Groningen, 2010.;
  • Государственный музей искусств Каракалпакской АССР. М., 1976;
  • Авангард, остановленный на бегу. Тексты: Е.Ковтун, М.Бабаназарова, Э.Газиева. Л., 1989;
  • Авангард ХХ века. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан. Ташкент, 2003;
  • Savitskiy Karakalpakstan Art museum. Nukus. Guide. Tashkent, 2006.;

Автор статьи: М.М.Бабаназарова