Фовизм (от фр. fauve – «дикий») – одно из направлений европейской живописи конца 1890-х – второй половины 1900-х. Название возникло в 1905, когда художественный критик Луи Восель назвал выставленные на парижском Осеннем салоне произведения Анри Матисса и его коллег-художников «дикими».
Американская писательница Гертруда Стайн, дружившая с Матиссом, говорила, что фовисты сознательно бросали враждебный вызов другим художникам и всегда были готовы к ответному нападению. Упоение живописью неотделимо в них от упоения бунтарством. Андре Дерен, другой французский фовист, писал, что для него фовизм был испытанием огнём, краски становились динамитными патронами и должны были выстрелить цветом. Открытая демонстрация агрессивно-скандальной стилистики как в живописи, так и в поведении сопоставима с активной творческой позицией фовистов. Объединяясь в группы и общества, фовисты устраивали выставки и публичные диспуты, писали манифесты и издавали журналы. Всё это служило не столько разъяснению их позиций, сколько обострению конфликта с консервативной художественной средой (см.: Елена Мурина. Ранний авангард. Фовизм. Экспрессионизм. Неопримитивизм. М., 2008. С.8–14). Д.Д.Бурлюк, участвовавший в альманахе «Синий всадник», писал: «Представители нового искусства [далее следует перечисление практически всех художников нового искусства] открыли новые принципы прекрасного, новую дефиницию красоты в своих произведениях» (Д.Д.Бурлюк. «Дикие в России». Цит. по: Синий всадник. Под ред. В.В.Кандинского и Франца Марка. Перевод, комм. и вступ. статья З.С.Пышновской. М., 1996. С.18).
Русский авангард воспринял фовизм как составную часть современного художественного языка, пришедшего из Европы. В России художники-авангардисты могли видеть произведения французских фовистов в собраниях С.И.Щукина и И.А.Морозова, других европейцев – на многочисленных выставках салонов «Золотого руна», В.А.Издебского и других. Дань фовизму в конце 1900-х – начале 1910-х отдали многие русские живописцы и в наибольшей степени – К.С.Малевич, М.Ф.Ларионов и Н.С.Гончарова. Для этих художников элементы фовизма тесно переплетались со стилистикой примитивизма, а образцом для подражания были Матисс и Поль Гоген.
Во второй половине 1920-х на живописном отделении Вхутеина получил распространение стиль, представляющий собой соединение фовистских и экспрессионистических черт. В этом направлении работали М.М.Аксельрод, И.К.Безин, Р.Н.Барто, А.С.Ведерников, А.М.Глускин, М.С.Гранавцева, В.А.Гринберг, М.Л.Гуревич, А.Т.Иванов, сёстры Кашины, А.Н.Козлов, А.И.Русаков, Р.М.Семашкевич, П.В.Суриков, Н.П.Тарасов, К.В.Эдельштейн и многие другие художники.