В период с 1930-х до 1960-х в СССР существовало только декоративно-прикладное искусство разного качества и эстетической ценности. Как правило, оно было ориентировано на производство небольшого количества вещей (исключая такие отрасли художественного производства, как фарфор и текстиль). Обычное на Западе толкование дизайна как органичного сочетания художественного качества с реалиями производства и техническими перспективами развития промышленности в СССР отсутствовало. Сам термин «дизайн» прижился не сразу, ещё в 1970-е его подменяли термином «техническая эстетика».
Между тем эксперименты 1920-х, своего рода протодизайн, поражают своим разнообразием и оригинальностью решений. В понятиях тех лет их пытались объединить общим термином «производственное искусство».

Производственным искусством как актуальной социокультурной проблемой с начала 1920-х интересовались многие теоретики. Она была предметом дискуссий. Б.И.Арватов, О.М.Брик, А.М.Ган, Н.Ф.Чужак и высокопрофессиональные искусствоведы Н.М.Тарабукин («От мольберта к машине». М., 1923) и Д.Е.Аркин («Искусство бытовой вещи». М., 1932) спорили о возможности реализации всякого рода социальных утопий, практической целесообразности, реальности преобразования быта и жизни в целом, но часто лишь внешне и поверхностно стремились следовать марксистским установкам и искренне утверждали приоритет новой художественной целесообразности перед внеутилитарными формами, связанными с принципами беспредметной художественной культуры (Б.А.Кушнер). В этом контексте станковая картина обычно воспринималась как тормоз развития новой художественной культуры.
Идеи производственного искусства особенно интенсивно обсуждались в Инхуке. Спорили о месте инженера в производстве, иногда возникали и абсурдные ситуации. Так, живописец и мастер угловых и центровых контррельефов В.Е.Татлин обратился к петроградским инженерам механического треста с предложением допустить его в заводские школы обучать… предмету оформления материалов. Инженеры не поняли предложения и, в свою очередь, попросили, чтобы… художник Татлин научил их красиво чертить (15 лет. С.297). Спорили и о месте художника в производстве, забывая о том, что производства ещё практически не было.
Левые разделились на два лагеря, которые не имели никаких шансов договориться, – «станковистов» и ортодоксальных конструктивистов, думающих, что возможно найти коммунистическое выражение материальных сооружений (А.М.Ган).
Путь к будущему дизайну лежал через конструктивизм. И, разумеется, художники стали созидателями нового проекта дизайна как универсального пространства. Здесь очевидна тесная связь с идеями беспредметного творчества.
В ряде областей изменения стиля сказались чрезвычайно быстро. Текстиль – Л.С.Попова, В.Ф.Степанова. Театр – Попова, Степанова, В.А.Шестаков. Полиграфия – Л.М.Лисицкий, А.М.Родченко, Ган. Выставочный дизайн – Лисицкий, Родченко, братья Стенберги, Г.Г.Клуцис, С.Я.Сенькин.
Литература:
- С.О.Хан-Магомедов. Пионеры советского дизайна. М., 1995.;