Картина с таким названием, написанная К.С.Малевичем в 1915 (холст, масло. 79,5×79,5. ГТГ), стала не только одной из самых знаменитых в ХХ веке, но и знаковым явлением в современном искусстве. Замысел «чёрного квадрата» возник у Малевича, вероятно, ещё в 1913 во время работы над декорациями к «Победе над Солнцем», на чём настаивал сам художник (авторская подпись на обороте «Чёрного квадрата указывает на 1913). Но всё-таки в эскизах к декорациям изображения «чёрного квадрата» мы не находим, хотя контуры квадрата просматриваются неоднократно. Теме «чёрного квадрата» соответствует один из эскизов к «Победе над Солнцем», посланный Малевичем М.В.Матюшину весной–летом 1915 (ГЛМ) и тогда же сделанный. О нём Малевич писал: «<...> завеса изображает чёрный квадрат зародыш всех возможностей принимает при своём развитии страшную силу, он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи <...>» (Малевич 2004. Т.I. C.67; в цитате сохранён авторский синтаксис). Эскиз был послан сразу же после написания Малевичем живописного «Чёрного квадрата», что позволяет, как правильно предположила А.С.Шатских, назвать точную дату создания этой знаменитой картины – 8 июня 1915 (Шатских 2009. С.53). Для автора это был момент мистического озарения, о чём свидетельствовали и его современники: И.В.Клюн передаёт слова Малевича о том, что во время работы «перед ним всё время по полотну проходили какие-то “огненные молнии”» (И.В.Клюн. Мой путь в искусстве. М., 1999. С.145).

Официальной «презентацией» «Чёрного квадрата» стала «Последняя футуристическая выставка “0,10”», на которой эта картина, в подтверждение её смысловой значимости и одновременно эпатажности, была повешена в так называемом «красном углу» зала, в соседстве с другими произведениями художника. Впоследствии Малевич назвал «Чёрный квадрат» «иконой моего времени» (Малевич 2004. Т.I. C.67).

К.С.Малевич. Красный квадрат (Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях). 1915. Холст, масло. 53х53. ГРМ
К.С.Малевич. Чёрный квадрат. 1915. Холст, масло. 79,5×79,5. ГТГ
Н.М.Суетин с эмблемой Уновиса – «Чёрным квадратом». 1922
0 / 0

«Чёрный квадрат» через Музейное бюро при Отделе Изо НКП был куплен у Малевича для МЖК в начале лета 1920 (РГАЛИ. Ф.665. Оп.1. Д.8. Л. 53–57). После закрытия Музейного бюро в 1922 находился в Третьяковской галерее, но на хранение был принят только в 1929.

В настоящее время известны четыре «Чёрных квадрата» работы Малевича. Второй «Чёрный квадрат» (ГРМ. Холст, масло. 106×106), написанный одновременно с «Чёрным кругом» и «Чёрным крестом», был сделан в 1923 для Международной выставки в Венеции (1924). В этой работе Малевичу помогали его ученики в Гинхуке – Н.М.Суетин, А.А.Лепорская и К.И.Рождественский. Это было повторение более ранних композиций Малевича с квадратом, крестом и кругом, фигурировавших на выставках второй половины 1910-х. Их Малевич трактовал как основные, базовые формы супрематизма.

Третий «Чёрный квадрат» – авторская копия первого квадрата (ГТГ. Холст, масло. 79,5×79,5), сделанная к персональной выставке Малевича в Третьяковской галерее в 1929. Возможно, вдохновителем его создания был А.А.Фёдоров-Давыдов, написавший статью о выставке (А.А.Фёдоров-Давыдов. Выставка произведений К.С.Малевича. М., 1929. Авторское повторение 1929 поступило в ГТГ в 1934).

Четвёртый «Чёрный квадрат» (ГЭ. Холст, масло. 53,6×53,6), хранившийся у родственников Малевича в Самаре, а затем в коллекции Инкомбанка, был написан в 1931–1932 для выставки «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде.

Помимо «чёрных» квадратов Малевич в соответствии со своим утверждением об эволюции супрематизма сделал несколько цветных и белых квадратов. Из них нам известны два «Красных квадрата» – один из собрания ГРМ (1915. Холст, масло. 53×53), другой ранее находился в коллекции Н.И.Харджиева («Красный квадрат на белом фоне». 1915. Холст, масло. 40,2×30,1) – и один «белый квадрат» («Супрематическая композиция» («Белое на белом»). 1918. Холст, масло. 78,7×78,7) в собрании МоМА.

«Чёрный квадрат» был эмблемой Уновиса – он неоднократно встречается на групповых фотографиях того времени в виде знаков, плакатов и прочих изображений. Для Малевича он также служил своего рода автографом – в поздних портретах («Портрет жены художника»; «Автопортрет. (Художник)». Обе – 1933. ГРМ) вместо подписи Малевич ставил маленькое изображение чёрного квадрата.

Литература:
  • Н.О.Коган. Чёрный квадрат как знак экономии (1920) // Эксперимент 1999;
  • Приключения Чёрного квадрата. Государственный Русский музей. Петербург. 2007. Тексты: И.Карасик, Т.Горячева и другие. [Каталог] СПб., 2007;
  • Шатских 2009; Екатерина Андреева. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. СПб., 2010;
  • A.Shatskikh. Black Square. Malevich and the Origin of Suprematism. London–New Haven, 2012.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов