ЧГХМ (Чувашский государственный художественный музей)

Чебоксары, Чувашская республика

Открывшаяся в 1939 г. в Чебоксарах Художественная галерея (ЧГХГ, ныне ЧГХМ) возникла на основе небольшой коллекции Отдела ИЗО Центрального Чувашского музея (первый музей Чувашии, открыт в 1921 году, ныне Чувашский Национальный музей, город Чебоксары).

Произведения художников русского авангарда в ЧГХМ составляют относительно небольшую часть музейного собрания. В основном авторы представлены графическими листами: рисунками, литографиями, иллюстрациями.

Самые ранние поступления относятся ко времени Великой Отечественной войны – от художников, эвакуированных в Чувашию. Среди них Георгий Ечеистов и Григорий Ингер. Некоторые из подаренных авторами в 1942 году акварелей и рисунков были созданы в Чувашии.

В 1950-е и 1960-е годы в результате серии безвозмездных передач от ГМФ, Дирекции по делам искусств при СМ СССР, выставочного центра «Росизопропаганда» коллекцию ЧГХМ пополнили литографии Алексея Пахомова, образцы книжной графики Андрея Гончарова и Евгения Кибрика, акварели Валерия Алфеевского, единичные произведения Юрия Пименова, Петра Кончаловского, Николая Крымова, Анатолия Лебедева-Шуйского, Николая Денисовского, Ирины Жданко и других.

В 1969 от Дирекции художественных фондов и проектирования памятников при МК РСФСР поступила картина Федора Богородского «Чувашская семья». Спустя год Казанский музей изобразительных искусств передал ЧГХМ его картину «Чувашские пионеры». Обе работы были написаны в 1925 году и стали результатом творческой командировки художника в Чебоксары, которую он совершил в период подготовки к выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР». Связанными с Чувашией работами представлен в коллекции ЧГХМ и Григорий Ряжский: «Нацменка. Портрет чувашки» (1934) – поступил от Чувашского краеведческого музея в 1950, «Портрет чувашской учительницы в красном платке» (1932), а так же натюрморты и «Автопортрет в шляпе» 1930-х (приобретено у Е.П.Семеновой в 1974).

Периодом наиболее интенсивного пополнения собрания ЧГХМ следует считать 1970–1980-е годы: продолжались редкие передачи от РОСИЗО, но началась масштабная работа с частными коллекционерами Москвы и Ленинграда. В эти десятилетия собиранием авангарда занимался Николай Иванович Садюков (род. 1940) – хранитель и реставратор (1961–1989), директор ЧГХМ (1989–2002). Благодаря его усилиям фонды ЧГХМ пополнились многими уникальными произведениями. Это живописные полотна Кузьмы Петрова-Водкина «Семья кочевника» (1907) – поступило от ФГУ ГМВЦ «РОСИЗО» в 1979 и «Жёлтое лицо» (1921) – приобретена у Н.Н.Эфрон в 1986. Из коллекции Н.Н.Эфрон передан живописный натюрморт Владимира Лебедева «Яблоки и цветы» (1936). Ранее были закуплены графические работы Лебедева (у вдовы автора А.С.Лазо-Грабенко в 1977 и у О.И.Рыбаковой в 1982), работы Роберта Фалька «Базар в Костроме» (1909) – из комиссионного магазина №15 г. Москвы в 1975 и «Финский пейзаж. По воспоминаниям» (1911) с портретом художницы Лидии Чаги «В красной блузе» (1941), написанным позднее на обороте холста, разделённого на две части (приобретены у вдовы автора А.В.Щекин-Кротовой в 1977) и многие другие.

В Чувашском музее хранятся работы Павла Кузнецова – натюрморты, пейзажи Крыма и Прибалтики, портреты 1930-х – 1950-х (приобретены и получены в дар от вдовы автора Е.М.Бебутовой-Кузнцовой в 1969) и знаменитый альбом цветных автолитографий «Горная Бухара» (1923) – получен от А.С.Чарковской в 1969.

Творчество Александра Куприна в коллекции музея представляют крымский «Архитектурный пейзаж» (1911) и «Натюрморт с фруктами и синими баклажанами на фоне азиатского ковра» (1928) – оба полотна приобретены у вдовы автора Т.Г.Анисимовой-Куприной в 1977. В музее хранится живописная работа Романа Семашкевича «Всадник» (1933), большая редкость для почти утраченного наследия художника, полученная в дар от А.В.Лобанова в 1982. Полотно Георгия Ечеистова «Натурщица у зеркала» (1919–1920) приобретено у вдовы автора Л.А.Жолткевич в 1982.

В 1971 г. в Москве у одного из лидеров казанского авангарда Константина Чеботарёва были закуплен пейзаж «Дом отдыха в Васильево» (1933), также автор подарил музею десять графических листов. Тогда же в музей поступила картина Александры Платуновой «Беспризорники» (1926).

В 1979 году в Чебоксарах состоялась выставка рисунков и акварелей русских и советских художников XIX – первой трети ХХ века из собрания московского коллекционера Семёна Яковлевича Фельдштейна (1908–2002[?]). Его особым увлечением были художники объединения «Маковец» и группы «Тринадцать». В последующие годы около 300 графических и живописных произведений из коллекции Фельдштейна были приобретены для ЧГХМ, а также получены в дар. Среди них литографии Наталии Гончаровой и Александра Шевченко, иллюстрации Петра Митурича, Алексея Пахомова и Николая Тырсы, рисунки Амшея Нюренберга, Юлии Разумовской, Роберта Фалька, Сары Шор, Александра Якимченко и единичные графические листы Стеллецкого, Дейнеки, Альтмана, Волошина, Дарана (Райхмана). В 1975 году от Фельдштейна был получен живописный натюрморт К.Чеботарёва «Тревожно» (1933), ставший хрестоматийным в творчестве художника. При содействии Фельдштейна состоялись закупки произведений у наследников ряда художников. Чувашскому музею удалось приобрести произведения Мейера Аксельрода (у вдовы автора Р.Р.Рубиной в 1981), Антонины Софроновой (у дочери автора И.А.Евстафьевой в 1974), Сергея Герасимова (у сына автора Л.С.Герасимова в 1974).

Алексей Афанасьевич Кокель был первым среди уроженцев Чувашии художником, получившим академическое образование. В ЧГХМ представлено свыше 240 произведений мастера, в том числе касающихся его авангардистских исканий раннего периода. Активное участие в поиске и отборе произведений Кокеля принимала заведующая отделом чувашского и советского искусства ЧГХМ Майя Андреевна Карачарскова (1936–2015). Большинство из них были привезены из Харькова, где автор жил и работал с 1916 года. Натурные живописные штудии Кокеля часто «перерастают» рамки учебных академических работ. Это и «Обнажённая женская модель со спины» (1907–1908), и «Натурщик» (1906–1907), и «Портрет мальчика» и «Петушки» (обе 1907), и «Единоличница» и «Беспризорник Ванька» (начало 1920-х) – всё приобретено у вдовы автора А.А.Кокель в 1978–1980.

Более поздние реплики авангардного искусства 1960-х – 1970-х и даже 1990-х в Чувашском музее представляют стилизованный в духе кубизма 1920-х «Портрет Ольги Дейнеко. Вхутемас. 1923», созданный в 1970 Николаем Трошиным (приобретён у дочери автора и модели Е.Н.Трошиной-Дейнеко в 1987), фольклорные стилизации и туристические зарисовки Бориса Ермолаева – обширные серии цветных литографий, акварелей и рисунков «Интерьер русской избы», «Украина», «Паланга», «По пушкинским местам» и др. (1950-е – 1970-е), поступили из ГРМ в 1993, и работы Элия Белютина, одного из лидеров новой волны русского авангарда – «Встреча», «Автопортрет», «Кричащий модуль», 1990-е – 2000-е, дар от вдовы автора в 2012.

Автор статьи: Л.Макарова



Литература:
  • Рисунок и акварель русских и советских художников XIX – первой трети ХХ века. Из собрания С.Я.Фельдштейна // Каталог выставки. Вступительная статья профессора Д.В.Сарабьянова, А. Иваненко. Сост. Н.И.Садюков, С.Я.Фельдштейн. Чебоксары. 1979;
  • Исаев Г.Г. К истокам русского авангарда. О малоизвестной живописи А.А.Кокеля 1900-х годов // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства / Материалы XIV научной конференции (26–28 ноября 2008 г., Москва). Под редакцией В.А.Ворошень. М. 2011;
  • Садюков Н.И. Приумножая коллекцию. Записки музейного работника. Чебоксары, 2014.

Автор статьи: Л.Макарова