Одно из самых значительных и мощных объединений русского авангарда. В его состав попеременно входило большинство художников-новаторов, которые представляли важнейшие направления русского предреволюционного модернизма – сезаннизм, примитивизм, кубизм, супрематизм. «Бубновый валет» продолжал традиции «Мира искусства», салонов «Золотого руна» и В.А.Издебского в регулярном ознакомлении русской публики с современной европейской живописью – французскими фовистами и кубистами, с немецкими экспрессионистами.
Общество художников, состоявшее в основном из московских живописцев, было создано в конце 1911, вскоре после выставки «Бубнового валета» (зима 1910/11). Тех, кто вошёл в общество, объединяла, несмотря на многие идейные расхождения, любовь к насыщенной цветом, яркой, весёлой и жизнерадостной живописи. Наследие Поля Сезанна стало почвой, на которой вырастали новые направления русской живописи. Художники «Бубнового валета» вскоре получили кличку «московских сезаннистов».
У истоков общества стояли В.Д. и Д.Д.Бурлюки, Н.С.Гончарова, П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, М.Ф.Ларионов, А.В.Лентулов, И.И.Машков, Р.Р.Фальк, В.В.Рождественский.
Название «Бубновый валет» придумал Ларионов, о чём он заявил в интервью (Голос Москвы. 1911. №285. 11 декабря. С.5). Этот факт подтверждается Куприным (Кравченко 1973. С.62; Поспелов 1990. С.98; Крусанов Т. 1. Кн.1. С.685) и Машковым (Машков 1977. С.45); однако Лентулов приписывал авторство названия себе и Ларионову (Лентулов. Воспоминания). Эмблему общества нарисовал, по всей вероятности, А.А.Моргунов. Название, вызывающее ассоциации с молодостью (валет), а также с мошенничеством и плутовством (игра в карты), своей провокативностью противостояло изысканности «Голубой розы», «Золотого руна» и «Венка» и должно было вызывать негодование у публики. Эффект был достигнут уже после первой выставки – пресса пестрела издевательствами, насмешками, а иногда и откровенной руганью в адрес «бубновых валетов». В дальнейшем атмосфера скандальности и публичности стала основой активной позиции «Бубнового валета» в художественной жизни Москвы. Этому способствовали проводимые обществом диспуты.
В момент учреждения «Бубнового валета» произошёл окончательный разрыв между группой Ларионова (кроме Гончаровой, туда входили В.С.Барт, Моргунов, Н.Е.Роговин, И.А.Скуйе) и остальными. Причиной стало недовольство Ларионова профранцузской настроенностью большинства – следованию традициям Сезанна и кубизма. В итоге общество в октябре 1911 было создано без участия ларионовской группы. Учредители (ставшие вскоре членами правления) – Кончаловский (председатель правления), Куприн (казначей), Машков (секретарь) и Рождественский – 1 ноября 1911 утвердили устав общества, первый параграф которого гласил: «Общество <...> имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств» (Устав общества «Бубновый валет». М., 1911. С.1). В ревизионную комиссию вошли А.И.Мильман, В.В.Савинков, Фальк, а почётными членами были названы коллекционеры С.И.Щукин и И.А.Морозов, художник В.И.Суриков (с 1913), членами-соревнователями – поэт В.Я.Брюсов, композитор Ф.А.Гартман и другие.
К концу 1911 общество насчитывало 20 действительных членов и 50 соревнователей (экспонентов). Состав общества постоянно менялся. В январе 1913 в правление общества дополнительно был избран Фальк, действительными членами – Моргунов и В.Е.Татлин. Летом 1913 общество покинули Бурлюки, а весной 1914 были исключены К.С.Малевич и Моргунов. В марте 1916 Кончаловский и Машков перешли в «Мир искусства», председателем правления «Бубнового валета» стал Куприн, в правление вошли Малевич, И.В.Клюн, Лентулов, Кристиан Корнелиус Крон и М.В.Леблан, а в общество – О.В.Розанова, И.А.Пуни, К.С.Богуславская, М.З.Шагал, Н.И.Альтман. На следующий год в октябре Малевич был уже избран председателем, а состав общества пополнили Л.А.Бруни, И.А.Малютин, А.А.Осмёркин, Л.С.Попова, Татлин, Н.А.Удальцова и другие. Через несколько дней из-за давнего, но вновь разгоревшегося конфликта между Малевичем и Татлиным (последний предложил дать обществу более современное название, но предложение принято не было) группа Татлина (семь человек, в том числе Татлин, Бруни, Попова и Удальцова) вышла из состава «Бубнового валета». 20 октября (2 ноября) за ними последовали Куприн, Лентулов, Мильман, Рождественский и Фальк.
Выставки «Бубнового валета» в полной мере отражали все эти перемещения. В декабре 1917, после закрытия последней выставки, общество прекратило свою деятельность. Однако бывшие участники «Бубнового валета» вновь объединились под вывеской «Мира искусства» в 1921. В 1924 группа бубновалетцев, ориентированных на европейскую живопись, вошла в общество «Московские живописцы», в 1926 – в «Бытие», а в 1927 – в ОМХ.
Литература:
- «Бубновый валет» // Утро России. 1910. №299. 1 октября;
- Устав общества художников «Бубновый валет». М., 1911;
- Отчёт о деятельности общества художников «Бубновый валет» за 1911–12 год. [М., 1912];
- Лобанов 1930; Лобанов 1968;
- Г.Г.Поспелов. О «валетах» бубновых и валетах червонных // Панорама искусств 77. М., 1978;
- G.G.Pospelow. Karo Bube. Dresden, 1985;
- Д.В.Сарабьянов. Художники «Бубнового валета» // Искусство. 1987. №12;
- Г.Г.Поспелов. «Бубновый валет». Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990 (2-е изд. М., 2008);
- Монако 2004; БВ 2004; Фаина Балаховская. Путь валета. Планетная система «Бубнового валета» на карте русского авангарда // БВ 2004;
- «Бубновый валет»: Спецвыпуск журнала «Третьяковская галерея». М., 2005;
- Ирина Вакар. Трубный хор голосов здоровых людей // НН. 2005. №75–76.;