Издан: Каталог десятой государственной выставки. Беспредметное творчество и супрематизм. ВЦВБ. Отдел Изо НКП. М., 1919.
Участники: В.Ф.Степанова (под псевдонимом В.Агарых), А.А.Веснин, Н.М.Давыдова, И.В.Клюн, К.С.Малевич, М.И.Меньков, Л.С.Попова, А.М.Родченко и посмертно О.В.Розанова. Экспонировалось 220 произведений (по каталогу), были сделаны рукописные афиши (Родченко и Степанова).


Выставка стала важнейшим этапом в формировании раннего конструктивизма и развитии беспредметного искусства. Её открытию предшествовали начавшиеся с января 1919 обсуждения и споры, порой выходившие за рамки дискуссии, между Малевичем и группой Родченко (подробности см. в дневнике Степановой: Степанова 1994. С.59–92). Малевич, продолжавший активно отстаивать идеи супрематизма как завершающей стадии эволюции живописи, хотел подчинить этим идеям всех активных беспредметников – как более молодых художников во главе с Родченко, так и уже известных – Попову, Н.А.Удальцову, Веснина. Но среди тех и других Малевич встретил определённое сопротивление. Поводом к спорам стали два вопроса: об устройстве «Посмертной выставки О.В.Розановой» и об издании московской газеты «Искусство», но главной причиной оказалась будущая «десятая» выставка. Её участники в итоге дискуссии разбились на «комсупрбезов» (коммуна–супрематизм–беспредметность; Малевич, Клюн, Меньков) и «комбезов» (коммуна–беспредметность; Родченко, Степанова, А.Д.Древин, Удальцова). Последние вскоре объединились в Ассоциацию крайних новаторов («Аскранов»).
Как и предполагала Степанова, выставка стала площадкой непримиримой борьбы беспредметности и супрематизма («На выставке будут действительно состязаться Анти [Родченко] и Малевич» (Степанова 1994. С.75). В каталоге были помещены высказывания или небольшие статьи почти всех участников выставки, за исключением Веснина и Давыдовой.
Малевич в своей декларации говорил о супрематизме не только как о системе художественной (которая объединяет беспредметность, цветопись и конструкцию), но и философской. Подтверждением этой системы были выставленные под общим названием «супрематизм» шестнадцать работ художника. Вместо адреса Малевич написал «Немчиновский пост», придав этому словосочетанию охранительный смысл (Каталог выставки. С.20), как бы подчёркивая своё одиночество.
Даже Клюн, верный последователь Малевича, в заметке «Искусство цвета» написал, что супрематизм «старательно раскрасил различными цветами эти омертвелые формы и выдаёт их за новое искусство», хотя некоторые его работы названы супрематическими (Каталог выставки. С.10–15). Попова в своей декларации о живописи отметила супрематизм (цвет) как часть архитектоники, а Степанова и Родченко о нём даже не упомянули. Последний начал свою декларацию словами: «Крушение всех “измов” живописи [читай: супрематизма] положило начало моему восхождению» (Каталог выставки. С.29).
Выставка отразила обособленное положение Малевича в среде московских авангардистов и стала одной из причин его переезда в Витебск.
Литература:
- А.Стригалёв. Искусство конструктивистов – от выставки к выставке (1941–1932) // Советское искусствознание. Вып.27. М., 1991;
- А.А.Стригалёв. Выставка «Беспредметное творчество и супрематизм» // Великая утопия.;
- А.Д.Сарабьянов;