Выставка была приурочена к 100-летнему юбилею московского Музея живописной культуры (1919–1929) – первого музея современного искусства, филиала Третьяковской галереи (1924–1929). Куратор – Любовь Пчёлкина (Phd. ГТГ), помощник куратора – Ирина Кочергина (ГТГ), дизайн – Евгений Асс, Ольга Аистова (группа «Архитекторы АСС»), экспозиция – Нина Дивова (ГТГ).
Проект представлял собой комплексную научную работу, которая включала в себя: восстановление корпуса произведений коллекции московского МЖК, исследование научных материалов музея, уточнение принципов экспозиции, изучение документации передачи коллекции МЖК Третьяковской галерее.
Коллекция МЖК (живопись, графика и скульптура, около 800 ед.хр.) при передаче в 1929 году была рассортирована на двенадцать списков. Название одного из них, а именно «Список №1 художественных произведений, подлежащих, согласно пункту 1-му, передаче в государственную Третьяковскую галерею как материал для экспозиции отдела современной живописи», вошло в название выставки и каталога как символ лучших эталонных произведений авангарда, отобранных самими художниками той эпохи.
В каталоге выставки, кроме научных статей Пчёлкиной Л.Р., Сарабьянова А.Д. и изобразительных материалов, впервые опубликованы списки работ и книг коллекции МЖК, переданных в Третьяковскую галерею, а также в музеи других городов, иные организации или утраченные. В работе над каталогом участвовали научные сотрудники Третьяковской галереи, а также 50 региональных и трёх зарубежных музеев.
Выставка преследовала задачу как можно полнее рассказать историю московского МЖК и для широкой публики, и для специалистов, погрузив их непосредственно в контекст эпохи. Главной идеей кураторов стала реконструкция экспозиции и внутренней жизни Музея, отталкиваясь от тех задач, которые ставили себе организаторы МЖК в 1920-х годах. Впервые за сто лет реализована попытка собрать экспозицию музея в первоначальном составе.
Выставка состояла из четырёх больших разделов. Вводный раздел знакомил зрителя с главными организаторами МЖК (подр. см.: МЖК) и предысторией музея. Центральный раздел представлял собой воссозданную экспозицию музея на Рождественке, 11 (здание Вхутемаса). Развеска шести комнат (A, B, C, D, E, F) была реконструирована по справочным, архивным и фотоматериалам, включала уникальные тексты авторских «экспликаций». В дизайне залов соблюдался особый стиль развески работ и не «музейное» освещение. В размещении работ кураторы стремились вложить основной посыл МЖК – задачу объяснения нового искусства в соответствии с методикой музея нового типа.
На выставке впервые был воссоздан Аналитический кабинет (или Демонстрационная комната, 1925–1928), который показывал МЖК как научный музей-лабораторию. В библиотеке зрители смогли познакомиться с редкими экземплярами книг и журналов начала 1920-х годов, принадлежавших МЖК (сегодня доступны в библиотеке ГТГ). Среди архивных документов впервые экспонировались акты выдачи двух картин К.С.Малевича в 1970-е годы по приказам Министерства культуры СССР (подр. см.: Пчёлкина Л.Р. Московский музей живописной культуры. История без купюр // Каталог. Авангард. Список №1. С.27). Третий раздел выставки представлял собой историю судьбы произведений коллекции МЖК после ликвидации музея. На специальных полках экспонировались обнаруженные произведения, которые ранее числились в списках на ликвидацию; представлены открытия новых атрибуций, сделанных в процессе подготовки выставки; рассказаны истории произведений с сомнительным авторством. Эпилог выставки контрастом к предыдущему иллюстрировал ситуацию в культурной политике СССР 1930-х годов, когда набирала обороты борьба с формализмом, и МЖК оказался надолго вычеркнут из истории авангарда.
В выставочном проекте было задействовано 270 экспонатов: произведения и материалы из коллекции Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург), Российского Государственного архива литературы и искусства (Москва), из 18 российских городов (среди них Вольск, Ростов, Хабаровск, Краснодар, Иваново, Нижний Новгород, Орёл, Переславль-Залесский и другие), а также трёх зарубежных музеев (Музей Людвига, Кёльн; Тейт Модерн, Лондон; Музей искусства модернизма (MOMus) – коллекция Костаки, частных собраний.
В программу выставки была включена образовательная программа творческих лабораторий, таких как «Анализ цвета и формы», «Звук», «Время, свет и пространство» и другие с привлечением современных российских и зарубежных специалистов из разных областей современного искусства. Тем самым была реализована идея организаторов МЖК о необходимости творческого процесса в пространстве современного музея.
Выставка вошла в short-list премии The Art Newspaper Russia за 2019 год в номинации «Выставка года». Программа к выставке «Творческие лаборатории» (кураторы – Дарья Пыркина, Катя Синицына) стала лауреатом государственной премии в области современного искусства «Инновация-2020» в номинации «Образовательный проект».
Литература:
- Авангард. Список №1. К 100-летию Музея живописной культуры // [Сост. Пчёлкина Л.Р., Кочергина И.С.] Москва. 2019;
- Наталья Данилевская. Авангард по спискам. Реконструируем пространство // «Наука и жизнь» №1. 2020;
- Кристина Малая. Время утопических идей // Точка ART. Санкт-Петербург. Январь. 2020;
- Музей живописной культуры. Исследования и открытия // Сборник конференции [Сост. Пчёлкина Л.Р.]. ГТГ. 2020.