АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов)

1923–1932

АСНОВА – первое в СССР объединение архитекторов-новаторов. Признанным творческим лидером её являлся Н.А.Ладовский, вокруг которого на протяжении нескольких лет складывался коллектив единомышленников – сначала в Живскульптархе (1919–1920), затем в Обмасе Вхутемаса (1920–1923) и в Рабочей группе архитекторов Инхука (1921–1922). Устав ассоциации был утверждён 23 июля 1923 и подписан восемью учредителями (Ладовский, Н.В.Докучаев, В.Ф.Кринский, А.М.Рухлядев, В.И.Фидман, А.И.Ефимов, С.А.Мочалов и В.С.Балихин). С момента создания и на протяжении всей деятельности в состав АСНОВА входили студенты и выпускники архитектурного факультета Вхутемаса: В.А.Лавров, И.В.Ламцов, М.А.Туркус, М.П.Коржев, Мочалов, Т.Н.Варенцов, Н.П.Травин, Л.С.Залесская, А.В.Бунин и другие. В 1925 к ним присоединился Л.М.Лисицкий.

Исходя из концепции рационалистического формообразования Ладовского, целью деятельности АСНОВА провозглашался поиск новой архитектурной выразительности, что подразумевало полный отказ от традиционных форм, учёт особенностей психофизического восприятия архитектуры человеком, а также создание новых методов архитектурного образования. Для разработки нового формально-художественного языка архитектуры проводились теоретические и экспериментальные студии, посвящённые исследованию принципов формообразования и построения пространства и психологии восприятия.

Газета "АСНОВА". 1926 г. Фрагмент первой страницы, Собрание Музея МАрхИ

Наиболее активно и ярко члены АСНОВА проявили себя как педагоги и исследователи, в гораздо меньшей степени – как проектировщики. Основным полем разработки и реализации творческих концепций стал для них Вхутемас. Как прирождённый педагог, Ладовский изначально делал ставку на молодёжь, хотя в АСНОВА входили и его сверстники. Деятели АСНОВА с самого начала преподавали в Обмасе, а потом принимали активное участие в организации Основного отделения Вхутемаса. Для него Ладовским была разработана дисциплина «Пространство», которая преподавалась Кринским и учениками старших курсов. Педагогическая деятельность АСНОВА существенно повлияла на методику и программы преподавания архитектурного факультета.

Собственного периодического издания у АСНОВА не было, поэтому экспериментальные и теоретические разработки публиковались в различных архитектурных и художественных журналах. Единственный, программный номер газеты «АСНОВА» вышел в 1926 под редакцией Лисицкого и Ладовского. Некоторым итогом деятельности АСНОВА можно считать издания «Архитектура Вхутемаса» (М., 1927) и «Элементы архитектурно-­пространственной композиции» (Крин­ский, Ламцов, Туркус. М., 1934) – учебные пособия на основе методических наработок знаковой для рационалистов дисциплины «Пространство».

Одна из целей создания АСНОВА – внедрение теоретических разработок концепции рационалистического формообразования в архитектурно-­строительную практику – почти не была реализована. И в конкурсах, и на выставках, и в жизни архитекторы-рационалисты проявили себя куда менее внушительно, чем их ­оппоненты-конструктивисты. АСНОВА приняла участие в конкурсе на проект павильона СССР на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в 1925, а представленные на выставке учебные работы студентов архитектурного факультета, связанные со строительством Международного красного стадиона под руководством Ладовского, и исполненный самим архитектором макет были удостоены золотой медали.

Начавшийся в 1926 процесс образования в АСНОВА двух центров в мастерской Ладовского (архитектурное проектирование) и на Основном отделении Вхутемаса во главе с Балихиным (дисциплина «Пространство») – завершился в 1928 организационным размежеванием двух групп рационалистов. Ладовский, ссылаясь на неактивность АСНОВА в практической деятельности и необходимость решения новых для архитектуры проблем урбанистики, создал АРУ, куда перешли и его младшие ученики из Вхутемаса. После этого Ладовский и другие члены АРУ были официально исключены из АСНОВА. Её председателем стал Коржев, а главным идеологом и преобразователем – Балихин, готовивший программу изменений АСНОВА ещё с 1927 и наконец получивший такую возможность. Изменения были призваны активизировать проектную деятельность АСНОВА в конкурсах и на практике. Благодаря усилиям Балихина в начале 1930-х оживилось участие АСНОВА в конкурсном проектировании: проекты Хавско-Шаболовского жилого массива (Н.Травин, 1931), Дворца искусств, Дворца культуры металлистов, Дворца Советов в Москве, Театра массового музыкального действа в Харькове и Синтетического театра в Свердловске (все – 1931) и другие.

В 1930 АСНОВА (как и другие архитектурные группировки) вошла на правах сектора в Московское отделение Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО), а в 1932 прекратила своё существование.

Литература:
  • Известия Ассоциации новых архитекторов. М., 1926;
  • В.Петров. АСНОВА за 8 лет // Советская архитектура. 1931. №1–2;
  • Программно-идеологическая установка Ассоциации новых архитекторов // Советская архитектура. 1931. №1–2;
  • В.Кринский. Возникновение и жизнь Ассоциации новых архитекторов – АСНОВА // Советская архитектура. 1969. №18;
  • А.Стригалёв. АСНОВА–АРУ // Великая утопия;
  • А.А.Стригалёв. К «новой архитектуре» через синтез искусств. Живскульптарх // Художественные модели мироздания. Кн.2. М., 1999;
  • С.О.Хан-Магомедов. Рационализм – формализм. М., 2007.;

Автор статьи: Д.В.Кейпен-Вардиц