Василий Ракитин с конца 1950-х годов и вплоть до последних лет жизни занимался исследованием и осмыслением искусства русских авангардистов и не ставил перед собой цель собирать художественную коллекцию. Одним из аспектов его деятельности были поиски неизвестных произведений русских художников 1910-х – 1930-х годов, а также восстановление забытых имён. С середины 1960-х годов Василий Ракитин помогал Георгию Костаки формировать его знаменитую коллекцию, разыскивал разнообразные архивные материалы, тематически связанные с интересами собирателя. Эта работа расширяла горизонты собственных поисков Ракитина. В результате их совместной работы он стал обладателем некоторых живописных работ и документов, среди которых следует выделить рукописи Василия Чекрыгина «О соборе воскрешающего музея» (1920; текст опубликован в кн.: Е.Мурина, В.Ракитин. Василий Николаевич Чекрыгин. М., 2005) и Соломона Никритина «Война и мир» (не опубликована). Из живописных произведений, принадлежавших Ракитину, нужно отметить несколько полотен Казимира Малевича, Ивана Клюна, Ниссона Шифрина, Николая Денисовского и Александра Лабаса, а также прекрасные образцы русской советской графики.
Елена Ракитина занималась сценографией авангарда и, в отличие от своего мужа, собрала большую коллекцию русского театрального костюма 1920-х годов. Помимо таких известных мастеров, как Василий Комарденков, Вадим Меллер, Любовь Попова, Исаак Рабинович, Александр Родченко, Вадим Рындин, братья Стенберги, Александр Тышлер и Валентина Ходасевич, в собрании находятся эскизы костюмов, созданные Анастасией Ахтырко, Моисеем Левиным, Евгенией Словцовой и Еленой Якуниной. Все эти эскизы были показаны на выставке «Arte e Moda negli anni venti. Bozzetti del teatro russo» в 1990 году в Милане (Museo d’Arte Moderna e Contemporanea di Trenro e Rovereto; куратор Елена Ракитина). В настоящее время Елена Ракитина работает над каталогом своего собрания и готовит его к публикации.