В архиве семьи Митуричей-Хлебниковых хранятся живописные и графические работы Петра Васильевича Митурича и его жены, Веры Владимировны Хлебниковой, письма П.Митурича, В.Хлебниковой и её брата Александра Хлебникова, рукописи стихотворений и записки Велимира Хлебникова, семейные фотографии Митуричей и Хлебниковых, издания 1920-х годов; журнальные и книжные иллюстрации П.Митурича (и иллюстрации, сделанные в соавторстве с В.Хлебниковой); дневники и тексты воспоминаний П.М., литографии, эскизы монументальных росписей, эскизы и модели изобретений, патенты на изобретения.
В 1915–1916 годах Пётр Митурич познакомился с произведениями поэта Велимира Хлебникова и стал его преданным поклонником, позже – другом. Работы П.М. 1919–1921-х годов связаны с творчеством Велимира. Художник делает тексты поэта частью своего произведения, не иллюстрируя поэзию прямо, но пытаясь в графике, в «пространственной графике», найти визуальные соответствия идеям Велимира.
«Пространственная графика» (или «пространственная живопись») – серия объектов (материал – бумага, картон, тушь). Абстрактные рельефы, композиции, которые можно рассматривать с разных сторон, были отсняты и затем разрушены самим художником, в то время не имевшим возможности их хранить. Велимир Хлебников сожалел об этом. Сохранился лишь один рельеф – «Мiровик», с текстом Велимира, и одна трёхмерная скульптура из этой серии (скульптура находится в ГТГ). Остальная «пространственная графика» была реконструирована сыном В.Хлебниковой и П.М., Маем Митуричем-Хлебниковым. Реконструкции также являются частью семейного архива.
Параллельно с работой над «пространственной графикой» П.М. делал серии небольших абстрактных композиций, также связанных с творчеством В.Хлебникова. Мотивы этих композиций (бумага, тушь) повторялись и развивались в «пространственной графике» и «кубиках» «Звёздной азбуки», позже – в оформлении литографированных изданий поэта.
В. Хлебников считал, что язык будущего – общий для всех – будет оперировать понятиями, а не словами. «Звёздная азбука» – попытка художника найти визуальное воплощение этой идеи. «Кубики» сохранились, так как были трёхсторонними, вкладывались один в другой и помещались – все 200 с лишним – в небольшую коробку. К этому же периоду относится серия рисунков к поэме-палиндрому В.Хлебникова «Разин». После смерти Велимира, ставшей трагедией для П. Митурича, художник вернулся к рисованию с натуры.
В 1923 году П.Митурич начинает преподавать рисунок во Вхутемасе и часто рисует вместе со студентами. В 1924 году по настоятельной просьбе П.М. в Москву приезжает сестра Велимира, Вера, и становится его женой. В.Хлебникова в 1912 году уехала в Париж, год проучилась там у Кеса ван Донгена, затем три года прожила в Италии – во Флоренции и рядом с ней. В 1916 году вернулась в Астрахань, в дом родителей. Поскольку путь через воюющую Европу был сложным, работ этого, очень важного для становления художницы периода, сохранилось мало. Холсты, оставленные на хранение в Италии (Вера была уверена, что вернётся) пропали. Вера не датировала и обычно не подписывала свои работы, что является проблемой при атрибутировании. Все названия также приходилось придумывать при описи для каталогов и публикаций. Поэтому датировки работ приблизительные и названия разнятся в различных изданиях.
Большие холсты астраханского периода – «Старое и молодое», «Русалки» – относят к символизму. Эти работы вернулись в Астрахань и хранятся теперь в Астраханской областной картинной галерее им. Б.М.Кустодиева. Часть привезённых из Италии работ находится в семейном собрании. Несколько – в коллекции Государственного Русского музея.
В 1920-е годы Вера делает серию иллюстраций к поэзии брата. Это небольшие рисунки пером и 4 акварели. В семье выработался ритм жизни: зимой брались за любую работу для заработка (в основном это брал на себя Пётр) – преподавание, иллюстрации, монументальные росписи, порой и ретушь.
Вера зимой рисовала урывками: её зимние рисунки – посуда, оставшаяся на столе после обеда, пальто гостей-художников, висящие на вешалке, спящий сын Май. Летом, если удавалось накопить денег, уезжали из города – на Волгу, в Астрахань, в Крым, на Кавказ. Там рисовали, писали. Живопись и рисунки П.М. и В.Х., сделанные во время таких поездок, в основном пейзажи. П.М. высоко ценил живопись жены, считал себя в живописи её учеником.
Вера умерла незадолго до начала Второй мировой войны, Май Митурич стал солдатом в неполных 18 лет. П.М. остался в Москве, в комнате на последнем этаже дома во дворе Вхутемаса. Заботясь о сохранении драгоценного архива, дежурил по ночам на крыше, чтобы рукописи и работы не пострадали от зажигательных бомб.
Май Митурич в 1970-е годы передал почти весь корпус рукописей Велимира в РГАЛИ, чтобы сделать их доступными для исследователей, публикаций. Оставшиеся рукописи и рисунки Велимира переданы Маем в Музей-квартиру Велимира Хлебникова в Астрахани (кроме одного, детского, где будущий поэт нарисовал себя и сестру).