Аналитическое искусство

Метод аналитического искусства, теория аналитического искусства, идеология аналитического искусства

Концепция творчества и метод, разработанные П.Н.Филоновым для описания принципов работы над созданием особого типа произведения – «сделанной картины».

Первым теоретическим изложением принципов новаторского творчества принято считать машинописный текст «Канон и закон» (1912), записанный со слов Филонова М.В.Матюшиным и авторизованный надписью: «Сам. Филонов» (опубликовано впервые: Филонов 2006. Т. 2). Следующим шагом самоопределения позиции стало заявление «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков “Сделанные картины”» (1914), известное как манифест одноимённого общества. Содержащееся в нём ключевое понятие «сделанность» теоретически отражает изменение стиля работ Филонова в этот период. Дальнейшее развитие основных положений теории аналитического искусства в течение почти пятнадцати лет (Декларация «Мирового расцвета». 1923) в значительной степени связано с активной позицией Филонова в период революционной реорганизации системы художественной жизни и образования (выступления на диспутах и конференциях середины 1920-х) и постепенно эволюционировало в практические руководства для многочисленных учеников-последователей. (Письмо Вере Шолпо. 1929; Письмо Яну Лукстыню. 1928–1929; Письмо т. Басканчину. Без даты. Все опубликованы: Филонов 2006. Т. 2). Основные тексты «Идеологии аналитического искусства» неоднократно переписывались учениками, перепечатывались (Ю.Г.Араповой) и известны в разных вариантах.

Написанная в духе авангардного увлечения наукообразными «понятиями», теория аналитического искусства содержит термины «сделанность», «единица действия», «от частного к общему», «глаз видящий и глаз знающий» и другие.

В основе предложенного Филоновым метода заложена идея единства законов развития – и в природе, и в искусстве – от части к целому. Процесс работы, по Филонову, состоял из единичных кратких касаний поверхности произведения остро отточенным карандашом или кистью («точка» – «единица действия»), в конце следовала синтетическая фаза работы – окончательный «вывод» многослойной композиции цветом или формой. Творческое создание произведения уподоблено им органическому росту нового объекта искусства, картины или рисунка. В законченном («сделанном») произведении достигается особая, органическая сцеплённость всех элементов, а длительность исполнения материализует четвёртое измерение пространства – время. Работа художника над картиной под аналитическим самоконтролем превращалась в процесс раскрытия внутренней энергии и интуиции мастера. Зритель, затрачивая время и интеллектуальные усилия для постижения смысла произведения, также менялся – внутренне, интеллектуально, выступая анонимным сотворцом художника. Выявление феноменологии творчества как фактора огромного влияния на сознание человека было одной из новаторских идей аналитического искусства.

Первое систематизированное толкование многих положений художнической теории, повторяющихся в текстах Филонова в разной трактовке аналитического искусства, дал Е.Ф.Ковтун (Е.Ф.Ковтун. Из истории русского авангарда (П.Н.Филонов) // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977. Л., 1979. С.215–235).

Литература:
  • Н.Мислер, Дж.-Э.Боулт. Аналитическое искусство. М., 1990;
  • Г.И.Маркина. Аналитическое искусство П.Н.Филонова. О сущности основных понятий и принципов // Эстетика сегодня. Состояние, перспективы. СПб., 1999;
  • Г.Ю.Ершов. Методологические проблемы изучения творчества Филонова // Павел Филонов. К 125-летию со дня рождения художника. Сборник статей по материалам научной конференции в ГРМ. 2007. СПб., 2008;
  • Ирина Пронина. Юлия Арапова. Муза символиста, адресат футуриста // Русское искусство. 2010. №1;
  • Ирина Пронина. «Школа Филонова». Неизвестные страницы истории // Русское искусство. 2010. №2.;
Сочинения:
  • [в соавторстве] «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков “Сделанные картины”» (1914);
  • «Идеология аналитического искусства и принцип “сделанности”» (1914–1915; впервые опубликовано: Павел Филонов. 1893–1941 [Каталог]. Новосибирск, 1967).;

Автор статьи: И.А.Пронина