Направление в живописи, в 1913 впервые обозначенное К.С.Малевичем, который называл его также «заумным (или кубофутуристическим) реализмом». Художник позднее вспоминал: «Специально были писаны “алогические картины” против логики общества». Среди ближайших соратников по работе над алогизмом Малевич называл А.А.Моргунова (Последняя глава неоконченной биографии Малевича // Харджиев 1997. Т. 1. С.140). Самая известная алогическая работа Малевича – «Корова и скрипка» (1913. ГРМ), на обороте которой имеется авторская надпись: «… момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудком». Также он упоминает свою картину «Таня купается совсем как в колбасной» (местонахождение не установлено).

Элементы алогизма встречаются и в других кубофутуристических работах Малевича («Авиатор»; «Композиция с Джокондой (Частичное затмение)». Обе – 1914. ГРМ), а также в некоторых картинах И.А.Пуни («Мытьё окон». Архив Пуни, Цюрих; «Парикмахерская». Центр Помпиду. Обе – 1915).

Алогический портрет М.В.Матюшина, А.Е.Кручёных и К.С.Малевича (слева направо). Декабрь 1913. Петербург
К.С.Малевич. Корова и скрипка. 1913. Дерево, масло. 48,8х25,8. ГРМ
К.С.Малевич. Композиция с Джокондой (Частичное затмение). 1914 Холст, масло, графитный карандаш, коллаж. 62х49,5. ГРМ
К.С.Малевич. Дама за роялем. 1914. Холст, масло. 66х44. КХМ
0 / 0

Будучи живописной параллелью «заумной поэзии» А.Е.Кручёных и В.В.Хлебникова, алогизм строился на законах контрастов и диссонансов. Некоторые исследователи (Е.А.Бобринская) справедливо полагают, что в основе алогизма лежит «коллажное мышление»: парадоксальное совмещение и фрагментированность предметов, несоответствие масштабов, гипертрофированность и построенная на абсурде взаимосвязь деталей.

Алогизм стал своеобразным предшественником западноевропейского дадаизма.

См. также: Деревянная ложка. Феврализм. Коллаж.

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов