Агитационно-массовое искусство

Комплекс мероприятий в области искусства, предпринятых советской властью в 1918–1920 для пропаганды своих завоеваний и легитимности своего существования. О целях агитационно-массового искусства в 1918 писал А.В.Луначарский: «Комиссариат просвещения, по инициативе председателя СНК т. Ленина, приступит скоро к агитации нового образца, к агитации и пропаганде монументальной. Для этого <...> будет сделан выбор многочисленных цитат, плодов ли народной мудрости, или изречений великих умов всех стран и наций, которые отвечают <...> настроению новой, социалистической России. <...> Изречения эти будут вырезаны на каменных досках или вырезаны из бронзы. <...> Доски будут изготовлены под руководством лучших художников <...>. Рядом с этим мы начнём ставить <...> памятники великим, особенно перед революцией заслужившим людям России и мира небольшие художественные памятники, преследующие скорее именно цели широкой пропаганды, чем цели увековечения» (Пламя. 1918. №11. 14 июля).

В августе 1918 было опубликовано постановление СНК о «списке памятников великим деятелям социализма, революции и проч.» со следующими поправками: в первую очередь поставить памятники Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, «внести в список наиболее великих иностранцев, напр. Гейне», «исключить Владимира Соловьёва» (Известия ВЦИК. 1918. №163. 2 августа). В дальнейшем этот план получил название «плана монументальной пропаганды».

Н.И.Альтман. Монумент к 1-й годовщине Октябрьской революции на площади Урицкого в Петрограде. Ноябрь 1918
Открытие памятника Карлу Марксу в Москве. 7 ноября 1918. Стоят в первом ряду слева направо: Д.П.Штеренберг (второй), Н.Н.Пунин (четвёртый), А.Т.Матвеев (в профиль)
Агитационное оформление в Петрограде. 1917
Агиттрамвай. Москва. 1921
Празднование 1 Мая в Петрограде. 1921
Оформление Дворцовой площади в Петрограде 1 мая 1918. Слева панно работы В.И.Козлинского
А.А.Осмёркин. Оформление театра Зимина к 1-й годовщине Октябрьской революции в Москве. 7 ноября 1918
0 / 0

Средства пропаганды не исчерпывались установкой памятников (нередко их ставили на месте снесённых революцией). Важнейшей формой агитации власть считала празднование новых революционных дат (1 мая и годовщины революции). На оформление этих празднеств и массовых действ не жалели ни денег, ни материалов. Также использовались агитпоезда, агиттрамваи и прочий транспорт. Важную роль играли плакат и Окна РосТА. Предполагалось широко применять новую эмблематику и топонимику, ввести новые революционные праздники (вместо религиозных).

К исполнению задач агитации и пропаганды («агитпроп») были призваны художники самых разных направлений. Стилистика оформления тоже была очень разнообразной – от традиционной классики (когда шествия внешне напоминали крестные ходы) до радикального авангарда. Это, естественно, затрудняло выполнение задуманного, так как дискуссии между представителями разных стилей часто превращались в открытую борьбу.

Из художников и скульпторов, в той или иной степени близких авангарду, в агитационно-массовом искусстве были задействованы Н.И.Альтман, Ю.П.Анненков, В.Д.Баранов-Россине, братья А.А. и В.А.Веснины, С.В.Герасимов, Я.М.Гуминер, Теодорс Залькалнс, П.В.Кузнецов, А.В.Куприн, В.В.Лебедев, Л.М.Лисицкий, И.И.Машков, В.И.Мухина, А.А.Осмёркин, К.С.Пет­ров-Водкин, Л.С.Попова, И.А.Пуни, А.М.Родченко, В.Ф.Степанова, В.Е.Татлин, Н.А.Тырса, Г.В.Фёдоров и другие.

Термин «агитационно-массовое искусство» был введён в употребление в 1960-е.

Литература:
  • 15 лет;
  • Н.Виноградов. Воспоминания о монументальной пропаганде в Москве // Искусство. 1939. №1;
  • А.Стригалёв. К истории возникновения ленинского плана монументальной пропаганды (март–апрель 1918) // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. Вып.3. М., 1976;
  • Агитационно-массовое искусство. 1917–1932. Оформление празднеств. Под ред. В.П.Толстого. М., 1984;
  • Художественная жизнь Советской России. События, факты, комментарии. Сборник материалов и документов. М., 2010.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов