Комплекс мероприятий в области искусства, предпринятых советской властью в 1918–1920 для пропаганды своих завоеваний и легитимности своего существования. О целях агитационно-массового искусства в 1918 писал А.В.Луначарский: «Комиссариат просвещения, по инициативе председателя СНК т. Ленина, приступит скоро к агитации нового образца, к агитации и пропаганде монументальной. Для этого <...> будет сделан выбор многочисленных цитат, плодов ли народной мудрости, или изречений великих умов всех стран и наций, которые отвечают <...> настроению новой, социалистической России. <...> Изречения эти будут вырезаны на каменных досках или вырезаны из бронзы. <...> Доски будут изготовлены под руководством лучших художников <...>. Рядом с этим мы начнём ставить <...> памятники великим, особенно перед революцией заслужившим людям России и мира небольшие художественные памятники, преследующие скорее именно цели широкой пропаганды, чем цели увековечения» (Пламя. 1918. №11. 14 июля).
В августе 1918 было опубликовано постановление СНК о «списке памятников великим деятелям социализма, революции и проч.» со следующими поправками: в первую очередь поставить памятники Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, «внести в список наиболее великих иностранцев, напр. Гейне», «исключить Владимира Соловьёва» (Известия ВЦИК. 1918. №163. 2 августа). В дальнейшем этот план получил название «плана монументальной пропаганды».








Средства пропаганды не исчерпывались установкой памятников (нередко их ставили на месте снесённых революцией). Важнейшей формой агитации власть считала празднование новых революционных дат (1 мая и годовщины революции). На оформление этих празднеств и массовых действ не жалели ни денег, ни материалов. Также использовались агитпоезда, агиттрамваи и прочий транспорт. Важную роль играли плакат и Окна РосТА. Предполагалось широко применять новую эмблематику и топонимику, ввести новые революционные праздники (вместо религиозных).
К исполнению задач агитации и пропаганды («агитпроп») были призваны художники самых разных направлений. Стилистика оформления тоже была очень разнообразной – от традиционной классики (когда шествия внешне напоминали крестные ходы) до радикального авангарда. Это, естественно, затрудняло выполнение задуманного, так как дискуссии между представителями разных стилей часто превращались в открытую борьбу.
Из художников и скульпторов, в той или иной степени близких авангарду, в агитационно-массовом искусстве были задействованы Н.И.Альтман, Ю.П.Анненков, В.Д.Баранов-Россине, братья А.А. и В.А.Веснины, С.В.Герасимов, Я.М.Гуминер, Теодорс Залькалнс, П.В.Кузнецов, А.В.Куприн, В.В.Лебедев, Л.М.Лисицкий, И.И.Машков, В.И.Мухина, А.А.Осмёркин, К.С.Петров-Водкин, Л.С.Попова, И.А.Пуни, А.М.Родченко, В.Ф.Степанова, В.Е.Татлин, Н.А.Тырса, Г.В.Фёдоров и другие.
Термин «агитационно-массовое искусство» был введён в употребление в 1960-е.
Литература:
- 15 лет;
- Н.Виноградов. Воспоминания о монументальной пропаганде в Москве // Искусство. 1939. №1;
- А.Стригалёв. К истории возникновения ленинского плана монументальной пропаганды (март–апрель 1918) // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. Вып.3. М., 1976;
- Агитационно-массовое искусство. 1917–1932. Оформление празднеств. Под ред. В.П.Толстого. М., 1984;
- Художественная жизнь Советской России. События, факты, комментарии. Сборник материалов и документов. М., 2010.;