ЗДАНЕВИЧ Кирилл Михайлович

Живописец, график, писатель. Один из открывателей и собирателей картин грузинского художника Нико Пиросманишвили

Прошёл через многие увлечения в искусстве – академизм, футуризм, кубофутуризм, сезаннизм, примитив, но при этом остался цельным и оригинальным художником. Жизнь его, как писал он сам в неизданной рукописи «Я вспоминаю», была скромна, посвящена труду и искусству. Поиск своего пути, творческой манеры, жизнеутверждающей и пронизанной любовью к жизни, к человеку, характерны для всего творчества художника.

Старший брат И.М. Зданевича. Отец – Михаил Андреевич Зданевич, потомок ссыльного поляка, выпускник Сорбонны, знал несколько языков, преподавал в тифлисской гимназии. Мать – Валентина Кирилловна, урождённая Гамкрелидзе, воспитывалась в приёмной русской семье, пианистка, в юности была ученицей П.И. Чайковского, поддерживала увлечение сыновей искусством.

К.М.Зданевич. Композиция с красными треугольниками.Конец 1910-х. Бумага, тушь, наклейки. 15,5×21,4. ГРМ

Кирилл Зданевич окончил в Тифлисе 1-ю мужскую гимназию, учился на курсах живописи и рисования у выдающегося педагога Н.В. Склифосовского. В 1910 он уезжает в Москву, затем в Петербург, где поступает в ВХУ при ИАХ. Становится активным участником художественной жизни северной столицы, одним из лидеров «всёчества».

В 1913–1915 работал с В.Е. Татлиным в московской студии «Башня». Входил в объединения «Ослиный хвост» и «Мишень». Вместе с братом участвовал в выпуске футуристических манифестов. Иллюстрировал книги поэтов-футуристов. Пребывание в Москве, знакомство с Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионовым, М.В. Ле-Дантю, изучение русской и европейской живописи изменили взгляды Зданевича на искусство.

В 1912 вместе с Ле-Дантю он приезжает в Тифлис, где друзья открывают живопись Нико Пиросмани. Зданевич, уже признавший истинность и ценность народного творчества, художественного примитива, на всю жизнь становится популяризатором и исследователем творчества гениального грузинского самоучки.

Пребывание в Париже в 1913–1914 сыграло определённую роль в решении новых творческих задач молодого художника: он ищет новые средства выражения, создаёт новые композиционные построения. И, наверное, не случайной была оценка Пабло Пикассо, написавшим «5+ Пикассо» на стене ателье А.П. Архипенко, где состоялась выставка картин Зданевича.

Участвовал в Первой мировой войне. После ранения вернулся в Тифлис. В 1915 женился на В.В. Валишевской, сестре своего друга, художника Зиги (Зигмунта) Валишевского. В этом браке у Зданевича родился сын Павел.

В 1910-х художественная жизнь Тифлиса была очень насыщенной. Кроме братьев Зданевичей, здесь живут и работают А.Е. Кручёных, И.Г. Терентьев, Колау Чернявский, Ю.Н. Марр, Л.Д. Гудиашвили, Д.Н. Какабадзе и другие.

Зданевич создаёт ряд станковых картин, расписывает стены музыкальной студии Бендицкого, кабаре «Ладья аргонавтов», литературно-художественного подвала «Фантастический кабачок», оформляет спектакли и книги своих друзей. Вместе с братом по-прежнему собирает картины Пиросманишвили, несмотря на нужду.

В 1917 состоялась выставка картин, написанных Зданевичем в 1912–1916. Его живопись назовут «оркестровой», подчёркивая сочетание в ней различных стилей.

В 1924 художник женился на О.Г. Петровой, в этом браке родились две дочери – Мирель и Валентина. Зданевич попеременно живёт и творит в Москве и Тбилиси. В 1926 – он один из авторов текстов и иллюстратор первой (коллективной) монографии о художнике Пиросманишвили.

С 1949 по 1959 обвинённый по ложному доносу Зданевич отбывал заключение в лагере в Воркуте. После реабилитации вернулся в Тбилиси. О своём аресте и лагерной жизни он никогда ничего не рассказывал. Несмотря на ­испытания судьбы, он по-прежнему активно работает, пишет картины, пишет статьи и книги о Пиросманишвили, воспоминания о друзьях своей молодости, деятелях грузинской и русской культуры.

В 1963 художнику присвоили звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, немногим ранее он был принят в члены СХ Грузии.

В 1966 он едет в Париж к брату Илье. Как и в юности, Зданевича ошеломляет творчество художников всех стилей и направлений. Его парижский цикл работ был по достоинству оценён тбилисской публикой на выставке «Париж глазами художника» в марте 1967. Ещё раз, но уже после смерти, Кирилл и Илья «встретились» на выставке «Братья Зданевичи. Тбилиси–Париж» в НМГ в 1989 (к выставке был издан обширный иллюстрированный каталог).

Похоронен в Пантеоне общественных деятелей Грузии в Тбилиси.

Литература:
  • А. Кручёных, И. Зданевич. Предисловие к каталогу выставки работ К. Зданевича в Тифлисе. Тифлис, 1917;
  • Д. Давиташвили. По поводу картин Кирилла Зданевича // Газета «Возрождение». 1917. 11 марта;
  • F.Le Gris Bergmann. Kirill Zdanevich and cubo-futurism, Tiflis 1918–1920. New York, 1987;
  • Kirill Zdanevich (1892–1969). San Francicso, 1989;
  • Братья Зданевичи. Тбилиси–Париж. Ред.-сост. и авт. статьи И. Дзуцова. [Каталог] Тбилиси, 1989;
  • В. Каушанский. Фрески подпоручика Зданевича // Красная звезда. (Тбилиси). 1990. 28 апреля;
  • А. Лопатин. Кирилл Зданевич – художник-оркестр // Свободная Грузия. 1993. 29 июля;
  • А. Шахназарова, М. Ляшенко. Футуристы в Тифлисе. Кирилл и Ильязд // Головинский проспект. Тбилиси. 2007. №13 (28)–№14 (29), апрель;
  • И. Дзуцова, М. Ляшенко. Братья Зданевичи. Тбилиси–Париж // Русский клуб. Тбилиси. 2008. №7–8;
  • И. Дзуцова. Михаил Ле-Дантю и его родословная // Новый журнал. Нью-Йорк. 2011. №263.;

Автор статьи: И.П.Дзуцова