Юстицкий, бесспорно, самая яркая фигура авангардного движения в Саратове первого советского пятнадцатилетия. Он был инициатором и организатором разнообразнейших новаторских затей, активным участником различных диспутов, концертов, театральных представлений, конкурсов, масштабных утопических архитектурных проектов вроде движущегося моста через Волгу или проекта Памятника борцам революции в духе «гениального прожектёрства» В.Е.Татлина, талантливым педагогом.
По происхождению дворянин, учился в Пажеском корпусе. Затем в частной студии Я.С.Гольдблата в Санкт-Петербурге (до 1909), в Школе живописи и рисования в Вильне у И.П.Трутнева (до 1913), брал уроки скульптуры в частных студиях Парижа (1913–1914). Преподавал в студии живописи и рисунка при саратовском Пролеткульте (1918–1920), в саратовском Художественно-практическом институте (1920–1923), впоследствии Художественно-промышленном техникуме. В 1936 переехал в Москву, сотрудничал с издательствами, делал иллюстрации к книгам Мориса Метерлинка, Эмиля Золя, В.В.Маяковского. В марте 1937 был арестован. Отбывал заключение в Карелии и Архангельской области. Освободившись в 1946, вернулся в Саратов, некоторое время руководил студией художников-любителей при авиазаводе.







Юстицкий появился в Саратове в 1918, имея уже репутацию художника-футуриста, которая не отражала сущностных характеристик его искусства. Оно стремительно менялось в течение ряда лет, а то и месяцев. Отсюда и трудности чёткой классификации стилевой принадлежности творчества художника той поры. Ко времени его приезда в Саратов он уже участвовал в футуристической выставке «Магазин». От этого периода сохранилась серия экспрессивных примитивистских гуашей и графических театрализованных композиций Юстицкого. Наряду с этим он экспонировал в Москве (1916) и в Костроме (1917), судя по названиям, работы традиционные. Неслучайно костромской критик недоумевал по поводу его принадлежности к футуризму.
В Саратове с 1918 до середины 1920-х всё оказалось иначе: как и во всей стране, левые художники на короткое время оказались на гребне революционной волны, хотя «директория новаторов» не была здесь диктаторской. Экспериментаторский азарт захватил экспансивного, увлекающегося Юстицкого. От кубистической деформации он переходил к поискам предельной цветовой насыщенности беспредметной живописной поверхности холста, затем к конструктивистским композициям и возвращался к обогащённой формальными завоеваниями монументализированной фигуративности картин 1922–1923. Его напряжённые эксперименты тех лет шли в русле широкого диапазона формальных исканий рубежа 1910–1920-х.
Даже для свойственных авангарду быстрых перемен направления поиска эволюция Юстицкого представляется слишком уж стремительной. Так продолжалось до середины 1930-х: в это десятилетие он делал вещи, приемлемые для выставки АХРР, экспозиций общества «4 искусства», создал множество листов в стилистике экспрессионистской, был виртуозом из группы «Тринадцать», а в первой половине 1930-х, судя по сохранившимся снимкам, выставлял композиции, близкие поэтике ОСта, – масштабные индустриальные пейзажи и портреты вождей, – вероятно, пытаясь хоть как-то соответствовать «социальному заказу» и эстетике складывающегося соцреализма.
Совершенно особый пласт в его творческом наследии – реалистические портреты и пейзажи послелагерной поры (1947–1949), а также фантазийные буколики и театрализованные композиции, к которым он обратился ещё в годы заключения (сохранились две живописные работы 1940), и особенно целый цикл полотен в стилистике утончённых праздничных феерий Адольфа Монтичелли (1948–1951).
Из работ конца 1910–1920-х сохранились: «Театральный эскиз» (1916); «Торговка рыбой» (1916); «Живописная конструкция с проволокой» (1920); «Живописная конструкция» (1921); «Станковая живописная конструкция»; «Анжелюс» (1922); «Молочница» (1923); «Пейзаж. Канал» (1923); «Сценка за столом» (середина 1920-х); «Четыре женские фигуры» (1928). Сохранились также около ста пятидесяти импровизационных графических портретных, пейзажных и пейзажно-жанровых набросков и иллюстраций (1920–1930).
Участник 22-й выставки МТХ; выставки-продажи картин русских художников салона «Единорог»; выставки картин и скульптуры салона «Единорог»; выставки картин художников-фантастов в салоне «Единорог»; футуристической выставки «Магазин» (все – 1916. Москва); весенней выставки картин общества северных художников (1917. Кострома); выставки-продажи Костромского художественного общества (1917. Кострома).
Выставки в Саратове, в которых участвовал Юстицкий: живописно-пластической культуры (1919); 4-я выставка живописно-пластической культуры (апрель 1920); выставка презантистов (1920); 1-я театральная выставка (1921); выставка живописи и конструкций ОХНИС (1921); выставка картин местных художников (1924); выставка проектов Памятника борцам революции 1905 года (1924); 1-я государственная передвижная выставка картин, организованная отделом Главнауки Наркомпроса (1925); выставка живописи, рисунков, скульптуры (1925–1926); выставка рисунков, картин, скульптуры саратовских художников (1927); 1-я краевая художественная выставка (1934); выставка произведений саратовских художников (1948); выставка в честь пятидесятилетия Саратовского художественного училища (1948).
Столичные и зарубежные выставки: 7-я выставка картин и скульптуры АХРР «Революция, быт и труд» (1925. Москва); выставка советских художников в Англии (1927. Лондон); выставки общества «4 искусства» (1926–1929. Москва–Ленинград); выставка рисунков группы «Тринадцать» (1929. Москва); Художественно-кустарная выставка СССР в США (1929. Нью-Йорк–Филадельфия–Бостон–Дейтройт); выставка советской графики и книги в Англии (1930. Лондон–Кембридж–Оксфорд); выставка советской графики, книги, плаката, фото и художественной промышленности в ЮАР (1931. Йоханнесбург).
Персональные выставки Юстицкого проходила в Саратове в 1923, 1982 (к 90-летию со дня рождения), в 1992 (к 100-летию со дня рождения), 2003 («Круг жизни и колесо истории. Николай Гущин и Валентин Юстицкий»).
Работы художника есть в ГТГ, ГМИ РК и других музеях, больше всего их в СГХМ. Произведения Юстицкого с середины 1960-х экспонировались на множестве групповых и тематических выставок в Саратове и ряде городов России и зарубежных стран.
Литература:
- П.Захаров. По выставке // Поволжский вестник. Кострома, 1917, 9 мая;
- Выставка картин В.Юстицкого. Сост. каталога и автор предисловия Д.П. [Д.В.Прокопьев]. Саратов, 1923;
- Марко Брун [Н.М.Архангельский]. Выставка Юстицкого // Известия Саратовского Совета. 1923, 20 сентября;
- Художники группы «Тринадцать». Сост. и автор вст. статьи М.А.Немировская. М., 1985;
- Валентин Михайлович Юстицкий. 1892–1951. Живопись. Графика. Сост. и автор вст. статьи А.Т.Симонова. [Каталог] Саратов, 1986;
- А.Т.Симонова. О творчестве художника В.М.Юстицкого // Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева. Вып.5. Саратов, 1986;
- Г.Ельшевская. Валентин Михайлович Юстицкий (1892–1951) // Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1991;
- Неизвестный русский авангард 1992;
- Острые углы. Искусство русского авангарда. Живопись, графика, скульптура: буклет. Автор-сост. Л.В.Пашкова. Саратов, 2002;
- Крусанов. Т.II. Кн.2;
- Водонос 2006;
- Е.И.Водонос. Авангардное движение в Саратове первых революционных лет // Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве русской провинции: история и современность. Саратов, 2008;
- А.Т.Симонова. Художник Валентин Юстицкий. Саратов, 2009;
- Саратов 2010;
- Художники Саратова и Саратовской губернии. Биобиблиографический указатель. Саратов, 2010;
- Е.И.Водонос. Бунт материи против засилья идей // Саратовские губернские ведомости. 2011, 7 июня;
- Е.И.Водонос. «С народом ласков был и мил, а сильным мира не кадил» // Саратовские губернские ведомости. 2011. 14 июня.;