ЮСТИЦКИЙ Валентин Михайлович

Живописец, график, художник книги, педагог

Юстицкий, бесспорно, самая яркая фигура авангардного движения в Саратове первого советского пятнадцатилетия. Он был инициатором и организатором разнообразнейших новаторских затей, активным участником различных диспутов, концертов, театральных представлений, конкурсов, масштабных утопических архитектурных проектов вроде движущегося моста через Волгу или проекта Памятника борцам революции в духе «гениального прожектёрства» В.Е.Татлина, талантливым педагогом.

По происхождению дворянин, учился в Пажеском корпусе. Затем в частной студии Я.С.Гольдблата в Санкт-Петербурге (до 1909), в Школе живописи и рисования в Вильне у И.П.Трутнева (до 1913), брал уроки скульптуры в частных студиях Парижа (1913–1914). Преподавал в студии живописи и рисунка при саратовском Пролеткульте (1918–1920), в саратовском Художественно-практическом институте (1920–1923), впоследствии Художественно-промышленном техникуме. В 1936 переехал в Москву, сотрудничал с издательствами, делал иллюстрации к книгам Мориса Метерлинка, Эмиля Золя, В.В.Маяковского. В марте 1937 был арестован. Отбывал заключение в Карелии и Архангельской области. Освободившись в 1946, вернулся в Саратов, некоторое время руководил студией художников-любителей при авиазаводе.

В.М.Юстицкий. Анжелюс. 1922. Дерево, масло. 63х71. СГХМ
В.М.Юстицкий. Две женские фигуры с белым конём. 1928. Бумага на картоне, гуашь. 36х54. СГХМ
В.М.Юстицкий. Живописная конструкция. 1921. Дерево, масло 46х49. СГХМ
В.М.Юстицкий. Молочница. 1923. Холст, масло. 90х72. СГХМ
В.М.Юстицкий. Пейзаж. Канал. 1923. Холст, масло. 63х71. СГХМ
В.М.Юстицкий. Станковая живописная конструкция. 1921. 76,5х89. Холст, масло. СГХМ
В.М.Юстицкий. Сценка за столом. 1923. Картон, масло. 58х44,5. ВКМ
0 / 0

Юстицкий появился в Саратове в 1918, имея уже репутацию художника-футуриста, которая не отражала сущностных характеристик его искусства. Оно стремительно менялось в течение ряда лет, а то и месяцев. Отсюда и трудности чёткой классификации стилевой принадлежности творчества художника той поры. Ко времени его приезда в Саратов он уже участвовал в футуристической выставке «Магазин». От этого периода сохранилась серия экспрессивных примитивистских гуашей и графических театрализованных композиций Юстицкого. Наряду с этим он экспонировал в Москве (1916) и в Костроме (1917), судя по названиям, работы традиционные. Неслучайно костромской критик недоумевал по поводу его принадлежности к футуризму.

В Саратове с 1918 до середины 1920-х всё оказалось иначе: как и во всей стране, левые художники на короткое время оказались на гребне революционной волны, хотя «директория новаторов» не была здесь диктаторской. Экспериментаторский азарт захватил экспансивного, увлекающегося Юстицкого. От кубистической деформации он переходил к поискам предельной цветовой насыщенности беспредметной живописной поверхности холста, затем к конструктивистским композициям и возвращался к обогащённой формальными завоеваниями монументализированной фигуративности картин 1922–1923. Его напряжённые эксперименты тех лет шли в русле широкого диапазона формальных исканий рубежа 1910–1920-х.

Даже для свойственных авангарду быстрых перемен направления поиска эволюция Юстицкого представляется слишком уж стремительной. Так продолжалось до середины 1930-х: в это десятилетие он делал вещи, приемлемые для выставки АХРР, экспозиций общества «4 искусства», создал множество листов в стилистике экспрессионистской, был виртуозом из группы «Тринадцать», а в первой половине 1930-х, судя по сохранившимся снимкам, выставлял композиции, близкие поэтике ОСта, – масштабные индустриальные пейзажи и портреты вождей, – вероятно, пытаясь хоть как-то соответствовать «социальному заказу» и эстетике складывающегося соцреализма.

Совершенно особый пласт в его творческом наследии – реалистические портреты и пейзажи послелагерной поры (1947–1949), а также фантазийные буколики и театрализованные композиции, к которым он обратился ещё в годы заключения (сохранились две живописные работы 1940), и особенно целый цикл полотен в стилистике утончённых праздничных феерий Адольфа Монтичелли (1948–1951).

Из работ конца 1910–1920-х сохранились: «Театральный эскиз» (1916); «Торговка рыбой» (1916); «Живописная конструкция с проволокой» (1920); «Живописная конструкция» (1921); «Станковая живописная конструкция»; «Анжелюс» (1922); «Молочница» (1923); «Пейзаж. Канал» (1923); «Сценка за столом» (середина 1920-х); «Четыре женские фигуры» (1928). Сохранились также около ста пятидесяти импровизационных графических портретных, пейзажных и пейзажно-жанровых набросков и иллюстраций (1920–1930).

Участник 22-й выставки МТХ; выставки-продажи картин русских художников салона «Единорог»; выставки картин и скульптуры салона «Единорог»; выставки картин художников-фантастов в салоне «Единорог»; футуристической выставки «Магазин» (все – 1916. Москва); весенней выставки картин общества северных художников (1917. Кострома); выставки-продажи Костромского художественного общества (1917. Кострома).

Выставки в Саратове, в которых участвовал Юстицкий: живописно-пластической культуры (1919); 4-я выставка живописно-пластической культуры (апрель 1920); выставка презантистов (1920); 1-я театральная выставка (1921); выставка живописи и конструкций ОХНИС (1921); выставка картин местных художников (1924); выставка проектов Памятника борцам революции 1905 года (1924); 1-я государственная передвижная выставка картин, организованная отделом Главнауки Наркомпроса (1925); выставка живописи, рисунков, скульптуры (1925–1926); выставка рисунков, картин, скульптуры саратовских художников (1927); 1-я краевая художественная выставка (1934); выставка произведений саратовских художников (1948); выставка в честь пятидесятилетия Саратовского художественного училища (1948).

Столичные и зарубежные выставки: 7-я выставка картин и скульптуры АХРР «Революция, быт и труд» (1925. Москва); выставка советских художников в Англии (1927. Лондон); выставки общества «4 искусства» (1926–1929. Москва–Ленинград); выставка рисунков группы «Тринадцать» (1929. Москва); Художественно-кустарная выставка СССР в США (1929. Нью-Йорк–Филадельфия–Бостон–Дейтройт); выставка советской графики и книги в Англии (1930. Лондон–Кембридж–Оксфорд); выставка советской графики, книги, плаката, фото и художественной промышленности в ЮАР (1931. Йоханнесбург).

Персональные выставки Юстицкого проходила в Саратове в 1923, 1982 (к 90-летию со дня рождения), в 1992 (к 100-летию со дня рождения), 2003 («Круг жизни и колесо истории. Николай Гущин и Валентин Юстицкий»).

Работы художника есть в ГТГ, ГМИ РК и других музеях, больше всего их в СГХМ. Произведения Юстицкого с середины 1960-х экспонировались на множестве групповых и тематических выставок в Саратове и ряде городов России и зарубежных стран.

Литература:
  • П.Захаров. По выставке // Поволжский вестник. Кострома, 1917, 9 мая;
  • Выставка картин В.Юстицкого. Сост. каталога и автор предисловия Д.П. [Д.В.Прокопьев]. Саратов, 1923;
  • Марко Брун [Н.М.Архангельский]. Выставка Юстицкого // Известия Саратовского Совета. 1923, 20 сентября;
  • Художники группы «Тринадцать». Сост. и автор вст. статьи М.А.Немировская. М., 1985;
  • Валентин Михайлович Юстицкий. 1892–1951. Живопись. Графика. Сост. и автор вст. статьи А.Т.Симонова. [Каталог] Саратов, 1986;
  • А.Т.Симонова. О творчестве художника В.М.Юстицкого // Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева. Вып.5. Саратов, 1986;
  • Г.Ельшевская. Валентин Михайлович Юстицкий (1892–1951) // Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1991;
  • Неизвестный русский авангард 1992;
  • Острые углы. Искусство русского авангарда. Живопись, графика, скульптура: буклет. Автор-сост. Л.В.Пашкова. Саратов, 2002;
  • Крусанов. Т.II. Кн.2;
  • Водонос 2006;
  • Е.И.Водонос. Авангардное движение в Саратове первых революционных лет // Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве русской провинции: история и современность. Саратов, 2008;
  • А.Т.Симонова. Художник Валентин Юстицкий. Саратов, 2009;
  • Саратов 2010;
  • Художники Саратова и Саратовской губернии. Биобиблиографический указатель. Саратов, 2010;
  • Е.И.Водонос. Бунт материи против засилья идей // Саратовские губернские ведомости. 2011, 7 июня;
  • Е.И.Водонос. «С народом ласков был и мил, а сильным мира не кадил» // Саратовские губернские ведомости. 2011. 14 июня.;

Автор статьи: Е.И.Водонос