ЯКУЛОВ Георгий Богданович

Живописец, график, театральный художник, теоретик искусства

Уроженец Тифлиса, Якулов сохранил тесную связь не только с родным городом, который вскоре покинул, обосновавшись в Москве, где в основном протекала жизнь художника, но и с Арменией, с отечественной культурой. Его привлекал и Париж, неоднократно им посещаемый и стимулировавший рождение новых идей. Обаяние и артистизм, талант и щедрость натуры Якулова всегда притягивали к нему современников, в том числе – А.Я. Таирова, С.А.Есенина, М.Ф.Ларионова, П.В.Кузнецова, М.С.Сарьяна, С.С.Прокофьева, В.Э.Мейерхольда, С.П.Дягилева, Робера и Соню Делоне, А.С.Бурджаляна и других.

После переезда семьи в Москву (1893) Якулов учился в Лазаревском институте восточных языков, посещал занятия в художественной школе К.Ф.Юона (1901) и в МУЖВЗ (1902–1903), откуда был отчислен за несогласие с программой преподавания и пропуски экзаменов.

Г.Б.Якулов. Бар. 1909. Холст, масло. 66×101. ГТГ
Г.Б.Якулов. Модель памятника 26 бакинским комиссарам. 1923. Не сохранилась
Г.Б.Якулов. Портрет девушки. 1910-е. Картон, масло. 108х80. ККХМ
Г.Б.Якулов. Фантастический пейзаж (Эчмиадзин). 1910-е. Холст, масло. 142х106. СОХМ
0 / 0

Большую роль в формировании личности Якулова сыграло пребывание во время военной службы на Кавказе и Дальнем Востоке (он участвовал в русско-японской вой­не и был ранен под Харбином), послужившее импульсом к сложению теоретических взглядов мастера. Тяга и понимание Якуловым Востока, в силу его происхождения и миропонимания, носили глубинный характер. Он прекрасно знал культуру Армении, называя её мостом между Западом и Востоком, ориентировался, а во многом и опирался в своём творчестве на наследие стран Ближнего и Дальнего Востока – Ассирии, Ирана, Китая и Японии. «Я двигался с востока на запад, европейцы же идут с запада на восток, от ковра – орнамента от иллюстративной формы к предметному выражению темы, европейцы же от иллюстративной формы к беспредметной и орнаментальной», «<...> для меня <...> являлась чуждой реалистическая и натуралистическая европейская академия и близкой символическая восточная» (Г. Якулов. Дневник художника. «Человек толпы» // Жизнь искусства. 1924. №3. С.7) – эти высказывания определяют эстетические позиции мастера.

Прокладывая свой путь в искусстве, Якулов использовал, в частности, традиции китайского искусства, прослеживаемые в стилистическом языке его ранних произведений, в которых отчётливо видны реминисценции модерна («Улица». 1909. НГА; «Скачки». 1905. НГА). Эти произведения и ряд других позволяют говорить о Якулове, как об авангардном мастере, смелые решения которого предвосхищали многие открытия экспрессионизма и футуризма. Одна из ярких иллюстраций новаторских поисков художника – композиция «Метрополь» (1912. Музей Пти Пале, Женева), рождающая поразительный по выразительности и силе образ современного города с его захватывающими скоростями, энергией, шумом, взрывоопасностью и агрессией.

Якулов – один из видных деятелей своего времени, обладающий незаурядным публицистическим даром. Он неоднократно выступал со статьями, касающимися проблем современной культуры и вопросов художественного наследия в целом. В 1914 он опубликовал вместе с Б.К. Лившицем и А.С. Лурье манифест футуристов «Мы и Запад», а в 1919 совместно с Есениным, В.Г. Шершеневичем, А.Б. Мариенгофом и Б.Р. Эрдманом «Декларацию имажинистов».

Принимает участие в выставках художественных объединений «Голубая роза» (1907, 1908, 1925) и «Мир искусства» (1911–1917).

Новатор по духу, он пришёл ко многим открытиям самостоятельно, в частности, развил собственную теорию «разноцветных солнц», осуществляя её принципы в художественной практике. Якулов писал по этому поводу: «Сравнение солнечного цвета в различных частях земного шара говорит глазу человека, что цвета солнца различны. Если солнце Москвы белое, солнце Грузии розовое, солнце Дальнего Востока голубое, а Индии жёлтое, то, очевидно, солнце и есть та сила, которая движет культуры, как планеты вокруг себя, сообщая каждой из них её собственный ритм, – характер движения, темп – скорость этого движения и общий путь по своей орбите – одной (основной) темы в многообразии духовных и материальных форм» (Е. Костина. Георгий Якулов. М., 1979. С.81). Он считал, что световое восприятие каждого народа сказывается на формировании особенностей его культуры. Свою теорию он опубликовал под названием «Голубое солнце» в 1914 в журнале «Альциона».

Тема света постоянно находилась в поле внимания многих художников (достаточно вспомнить лучизм Ларионова), но «орфические» опыты Робера Делоне были наиболее близки творческим интересам Якулова (см.: орфизм). Однако если Делоне отталкивался от теоретических изысканий предшественников и современников и развивал их, то Якулов опирался прежде всего на собственные наблюдения, интуитивный опыт, обусловившие самостоятельность и оригинальность его эстетических взглядов. В его произведениях эти наблюдения сопряжены с новым симультанным принципом изображения, связанным с представлением о непрерывном движении материи, со стремлением к одновременному охвату всего жизненного потока, выраженного пластически в круговом движении, ассоциируемом с вращательным движением солнечного диска («Монте Карло». 1913. НГА; «Кафешантан». 1911–1912. НГА; «Цирк». ГМИ РУ). «Преодолеть односторонности Европейской и Восточной Академии в синтезе новой культуры – в современном свете – проблема эта лежала в основе моей работы и явилась для меня органической необходимостью», – резюмирует Якулов свои эстетические задачи (Г. Якулов. Дневник художника. «Человек толпы» // Жизнь искусства. 1924. №3. С.7). Теория, созданная, по словам художника, в 1905, впервые была прочитана в 1906–1907 в Обществе свободной эстетики (Б. Лившиц. Полутораглазый стрелец. М., 1933. С.227).

Теоретические открытия Якулова находят отражение в архитектурных проектах. Оформление кафе «Питтореск» (1917–1918), «Мирового вокзала искусств», как называли его современники, было знаменательным событием и оставило яркий след в художественной жизни эпохи.

В 1922 состоялась персональная выставка Якулова под названием «Я и его ученики» (Москва).

В 1920 Якулов принимает участие в проектировании большого комплекса Красного стадиона в Лужниках. Принципы пространственной организации движения по вертикали получили своё развитие в грандиозном памятнике, посвящённом 26 бакинским комиссарам (1923). Проект был удостоен Почетного диплома на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в 1925 в Париже. Спиралевидная башня высотой в 56,5 метров становится воплощением излюбленной художником формы. Якулов считал спираль формулой нарушенного равновесия во имя устремления.

Работа Якулова в театре – ярчайшая страница творческой деятельности художника, открывшего широкие возможности обновления декорационного искусства и первым создавшего спектакли в новом конструктивистском духе. Своё оформление «Обмена» Поля Клоделя в Камерном театре (1918) он считал одним из истоков театрального конструктивизма. Другие постановки в том же театре («Принцесса Брамбилла» Эрнста Теодора Гофмана, 1920; «Жирофле-Жирофля» Шарля Лекока, 1922) относятся к шедеврам, в которых реализовались неуёмная фантазия и редкий колористический дар мастера. «Ключ её композиции, – писал А.М. Эфрос о постановке «Принцессы Брамбиллы», – в спирали. Кубофутуристическое барокко на винтовом повороте играло светом, объёмами, костюмами… Якуловскую систему можно было назвать модным словом… “симюльтанеизмом” [имеется в виду симультанизм], предмет показывался разом, со всех сторон, в сдвигах, образуемых вращением вокруг оси… В ней он воплотил свою страсть к патетике. Он был роскошным художником» (А.Эфрос. Камерный театр и его художники. М., 1934. С.31).

В 1927 участвовал в оформлении балета Прокофьева «Стальной скок» в постановке С.П.Дягилева (реконструирован в 2005 в Принстонском университете, США) – одного из самых знаменитых спектаклей своего времени, поразившего современников новизной конструктивистских идей и форм – нового жизнестроительства в сфере театра и бытия, взаимодействия искусства и жизни, одной из основных тенденций современной культуры.

Многие работы художника, осуществлённые в Камерном театре в Москве, а также Тифлисе, Ереване, Париже и Минске, принесли ему славу и известность и заставили современников говорить о «якуловизации» театра.

Литература:
  • С.Аладжалов. Георгий Якулов. Ереван, 1971;
  • А.Стригалёв. Понимание и изображение пространства Г.Б.Якуловым // Проблемы истории советской архитектуры. Сб. научных трудов. Вып.3. М., 1971;
  • Е.М.Костина. Георгий Якулов. М., 1979;
  • И.Багдамян. Георгий Якулов. Ереван, 2010.;

Автор статьи: И.Р.Багдамян