ВЕСНИНЫ

Архитекторы, ведущие представители конструктивизма

Братья Веснины родились в купеческой семье. Все трое получили среднее образование в Московской практической коммерческой академии (Леонид – в 1890–1899, Виктор и Александр в 1891–1900). В это же время увлеклись рисованием и живописью, создавая натурные этюды архитектуры волжских городов и природы. Учились в Петербурге: Леонид в 1900–1909 в ВХУ при ИАХ в мастерской Л.Н.Бенуа (дипломный проект «Курзал»), Виктор в 1900–1911 (дипломный проект «Церковь». 1910) и Александр в 1900–1912 (дипломный проект «Музей». 1912) – в ПИГИ. Параллельно занимались живописью и рисунком в частной художественной школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина и в студии Я.Ф.Ционглинского. «Несмотря на то, что ПИГИ был по преимуществу специальным техническим вузом, мы много и серьёзно занимались самой архитектурой благодаря живой связи с Академией художеств через старшего брата» (В.А.Веснин). Разностороннее образование, полученное братьями, в будущем помогло им реализовать свои новаторские идеи в различных областях искусства.

В связи с прекращением занятий в период революции 1905 и стеснёнными материальными обстоятельствами семьи Веснины начали работать в мастерских московских архитекторов И.А.Иванова-Шица, Р.И.Клейна, П.П.Висневского, А.Н.Милюкова, А.Г.Измирова. В 1908 был принят к постройке их конкурсный проект церкви в селе Балаково. В том же году был рекомендован к приобретению второй конкурсный проект Весниных – театр имени Ф.Г.Волкова в Ярославле. В дальнейшем братья Веснины постоянно участвовали в конкурсах (получили более 20 премий).

Л.А., В.А., А.А.Веснины. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. 1931–1937. Фотография 1930-х
Л.А., В.А., А.А.Веснины. Дворец труда в Москве. Конкурсный проект. 1922–1923
Л.А., В.А., А.А.Веснины. Мосторг на Красной Пресне. 1927.Фотография 1920-х
В.А., А.А.Веснины. Здание московского отделения газеты «Ленинградская правда».Конкурсный проект. 1924
В.А., А.А.Веснины. Конкурсный проект Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве. 1934
0 / 0

Участвовали в строительстве доходного дома И.Е.Кузнецова на Мясницкой ул. (1910, совместно с Б.М.Великовским), в перестройке банка на ул. Кузнецкий мост (1913, проект В.И.Ерамишанцева), особняка на 1-й Мещанской ул. (1913, проект Висневского); в строительстве особняка в Малом Знаменском пер. (1913, проект Измирова), конюшен на Скаковой ул. (1914, проект Измирова), доходного дома Петербургского страхового общества на ул. Сретенка (1915, проект Измирова). Выступали сторонниками неоклассических форм в архитектуре, примером чему служит и первая крупная самостоятельная постройка – особняк Д.В.Сироткина в Нижнем Новгороде (1914–1915), в архитектуре которого тонко переданы наиболее характерные черты русского классицизма.

В первые послереволюционные годы чаще работали независимо друг от друга, их творческий коллектив сложился к 1923, в процессе работы над конкурсным проектом Дворца труда – выдающегося образца раннего архитектурного авангарда, неоднократно публиковавшегося и удостоенного почётного диплома Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925). Дворец труда представлял собой железобетонное сооружение, свободное от «богатого» декоративного убранства. «Этот конкурс в нашей художественной жизни явился решающим переломным моментом. Новая проблема создания грандиозного общественного здания показала нам с убедительной ясностью всю непригодность старых методов архитектурного проектирования. В этой работе мы выступили с новым ­пространственным решением здания, свободным планом, порвав с традициями прошлого. Проект Дворца труда явился большим событием в архитектурной жизни Союза, вызвавшим большие дискуссии о судьбах советской архитектуры» (В.А.Веснин).

В творческом содружестве братьями также выполнены конкурсные проекты московского отделения газеты «Ленинградская правда» (1924), здания акционерного общества «Аркос» (1924) в Москве, Народного дома (1924) в Иванове, Центрального телеграфа (1925) в Москве, Библиотеки им. Ленина и Центросоюза (оба 1928) в Москве, Музыкального театра массового действия (1930) в Харькове, Дворца Советов (1931) и другие. Были частично осуществлены проекты Дома общества политкаторжан в Москве (1929–1931) и Дворца культуры Пролетарского района (1931–1937) – наиболее знаменитой их постройки.

Многие проекты и постройки Весниных стали вехами в развитии архитектуры. Придавая большое значение поискам новых в социальном отношении типов зданий, они разрабатывали функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования каждого типа зданий и выявлении их назначения путём рациональной организации плана и объёмно-пространственной композиции. Для этого использовалась павильонная система – деление сооружения на отдельные, различные по назначению корпуса, соединённые переходами и коридорами, благодаря чему при обходе здания возникали новые ракурсы, менялось соотношение объёмов и пространства.

Веснины были сторонниками концепции самодостаточных жилых микрорайонов как структурных элементов новых городов. В большей степени эту идею развивал А.А.Веснин, предлагая строительство типовых поселений, связанных с промышленным центром, в которые помимо жилых многоквартирных домов входили бы и здания общественного пользования – клубы, фабрики-кухни, столовые, детские сады и школы. В результате наиболее последовательно концепция нового города со структурной единицей в виде жилкомбината была реализована в проектах А.А. и Л.А.Весниных в Кузнецке и Сталинграде в 1929–1930.

Проекты, созданные после 1932, выполнены с общей для советской архитектуры того периода ориентацией на использование классических традиций прошлого. Наибольший интерес представляют спроектированные В.А. и А.А.Весниными здание Наркомтяжпрома на Красной площади (1934–1936) и второй дом Совнаркома в Зарядье (1940) в Москве, оставшиеся нереализованными.

Л.А.Веснин – член МАО с 1923. В.А. и А.А.Веснины – основатели (совместно с М.Я.Гинзбургом) и активные деятели ОСА.

Литература:
  • А.Г.Чиняков. Братья Веснины. М., 1970;
  • С.О.Хан-Магомедов, М.Е.Астафьева. Братья Веснины // Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т.2. М., 1975;
  • М.И.Астафьева-Длугач. Л., В. и А.Веснины // Зодчие Москвы. М., 1988;
  • Хан-Магомедов 2001;
  • Хан-Магомедов 2005;
  • А.А.Стригалёв. Братья Веснины // Великая утопия.;
Архивы:
  • ГНИМА (архитектурная графика);
  • Музей МАрхИ (личные дела педагогов);
  • РГАЛИ.;