ВЕРЁВКИНА Марианна Владимировна

Живописец, график. Её творчество давно вошло в историю европейского авангарда и тесно связано с именами А.Г.Явленского, а также В.В.Кандинского, Габриэлы Мюнтер, Франца Марка, Пауля Клее и других художников, живших в Мюнхене в начале ХХ века и создававших там новое искусство. Роль её как художницы, отказавшейся от реалистических методов и сочетавшей завоевания французского постимпрессионизма, в особенности фовизма, и немецкого символизма, столь же важна для истории европейского и русского авангарда, сколько и роль музы, «амазонки» и вдохновительницы новых направлений – примитивизма, экспрессионизма и отчасти абстракции, а также создательницы новых «жизненных моделей», в том числе феминистских формул поведения

Родилась в потомственной дворянской семье. Её отец, генерал от инфантерии, командовал Екатеринбургским полком, мать, урождённая Дараган, была художницей. В 1880-х Верёвкина жила и училась в Вильно, в Москве и с 1886 в Петербурге, где её отец стал командующим Петропавловской крепости. Среди её учителей были И.М.Прянишников и И.Е.Репин, высоко ценившие её живописный талант, о котором свидетельствуют первые работы (такие как «Автопортрет», «Литовец», «Еврей рабочий», «Портрет Веры Репиной»). В 1888 на охоте Марианна прострелила себе правую руку. В результате несчастного случая правая рука на всю жизнь осталась частично парализованной, но она научилась рисовать левой. В 1891 в мастерской Репина она познакомилась с Явленским, ставшим её ближайшим другом и компаньоном. Вместе они проводили лето в Благодати, имении Верёвкиных в Литве.

В 1896 умер отец и Верёвкина приняла решение переехать вместе с Явленским на жительство в Мюнхен. Они сняли ставшую знаменитой квартиру на Гизелаштрассе, 23 (ее обитателей называли гизелистами), в которой Верёвкина, свободно владевшая пятью языками, создала свой художественный и литературный салон – «Братство святого Луки» (Lukas Bruderschaft). Здесь встречались представители русской и европейской культур – Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, А.С.Сахаров, И.Э.Грабарь, Антона Ашбе, Г.Таннхаузер, С.П.Дягилев, Элеонора Дузе.

Ещё в России художница отказалась от собственного творчества и решила посвятить себя художественной карьере своего друга. Их сложные платонические отношения были для неё источником бесконечных страданий, в особенности после того, как между Явленским и горничной Еленой Незнакомовой завязался роман, приведший в 1902 к рождению сына Андреаса. Эти отношения стали темой её «Писем к неизвестному», написанных в 1901–1905 по-французски, со вставками на английском, немецком и русском языках. Экзальтированно-мистический текст устанавливал связь между невозможностью физической любви, к которой героиня дневника испытывает абсолютное отвращение, и невозможностью миметической, реалистической живописи: «Пусть те, кто вешает себе на стены олеографические картинки, предаются гимнастическим радостям любви».

В 1903–1905 Верёвкина и Явленский путешествовали по Франции, Бретани и Провансу, по следам Матисса, Ван Гога и Гогена. С этими поездками было, несомненно, связано возвращение Верёвкиной к искусству. Первые эскизы в технике акварели и темперы (к маслу она больше не возвращалась) датировались 1905. 1908 был отмечен сближением Верёвкиной и Явленского с Кандинским и Мюнтер, вместе они провели подряд несколько летних сезонов в Мурнау, результатом чего стало создание Нового мюнхенского художественного общества, во всех трех выставках которого Верёвкина принимала участие. Участвовала она также во 2-й и 3-й выставках «Синего всадника» (1912 и 1913).

С началом Первой мировой войны Верёвкина эмигрировала в Швейцарию, в Сан-Прё, а с 1918 она обосновалась в Асконе (кантон Тичино). В течение всех этих лет она продолжала заниматься живописью и выставляться, но лучшие работы (такие как «Автопортрет», «Красный город», «Осень. Школа», «Женский пансион», «Близнецы») написаны в конце 1900-х – начале 1910-х.

В 1921 Явленский покинул Верёвкину, переехал в Висбаден и женился на Незнакомовой. Верёвкина прожила в Асконе до конца своих дней. До 1936 года она писала картины, путешествовала и выставлялась в Женеве, Базеле, Люцерне. Похоронена на асконском кладбище.

Первая её выставка в России состоялась в 2010.

Сочинения:
  • Marianne Werefkin. Lettres à un Inconnu. Aux sources de l’expressionnisme, présentation par Gabrielle Dufour-Kowalska. Paris, 1999;
  • М.Верёвкина. Письма к неизвестному. М., 2011.;

Автор статьи: Ольга Медведкова