Оригинальный стиль Тышлера нельзя отнести к какому-то определённому течению или направлению. По словам самого художника, его живописные и графические работы отличают «иронический оттенок, пластический парадокс, гротеск». Образы и композиции основных серий художника представляют собой символические «человеко-конструкции», отсылающие зрителя к принципам народного площадного театра. По форме и образному содержанию творчество Тышлера близко к экспрессионизму и сюрреализму.
«Отец мой был столяром. Он брал заказы на мебель – столы, кушетки, комодики. Заказчиками его были немцы-колонисты и украинцы. Я любил смотреть, как работал отец. Детство моё прошло среди стружек. <...> Дед мой и прадеды тоже были столярами. Отсюда и наша фамилия – Тышлер означает “столяр”. Моя мать – кавказская еврейка, в девичестве Джин-Джих-Швиль. В семье было восемь душ детей: три дочери и пять сыновей, я самый последний. Два брата стали столярами, два – типографскими наборщиками. <...> Я вырос в окружении русских, еврейских и украинских ремесленников – дружно живших благородных рабочих людей. А семья была частью мира», – рассказывал о своём детстве художник. Тёплые воспоминания художника воплотились в цикле «Соседи моего детства».
Старшая сестра отвезла четырнадцатилетнего Александра в Киев, где он, успешно сдав вступительные экзамены, был принят в КХУ. В течение пяти лет (1912–1917) учителями Тышлера были И.Ф.Селезнёв, Ф.С.Красицкий, В.Г.Кричевский, К.В.Монастырский, А.А.Крюгер-Прахова, Г.К.Дядченко, Н.И.Струнников. Самобытный талант Тышлера проявился уже тогда, и киевские наставники бережно его охраняли. Первая учительница художника А.О.Франковская советовала ему по утрам сразу же зарисовывать то, что он увидел во сне. В 1918–1919 Тышлер посещал студию авангардной художницы А.А.Экстер. В Киеве он познакомился с О.Э.Мандельштамом, В.Б.Шкловским, И.Г.Эренбургом, художниками С.Б.Никритиным, К.Н.Редько, Н.А.Шифриным, П.Ф.Челищевым и другими. Оформлял улицы и площади города, трамваи и агитпоезда. В 1919 расписывал декорации к спектаклю «Фуэнте Овехуна» по эскизам И.М.Рабиновича для бывшего Театра Н.Н.Соловцова. В том же году добровольцем вступил в Красную армию. Служил в качестве художника при управлении Южного фронта, делал плакаты, оформлял агитпостановки. В 1920 после демобилизации вернулся в Киев, вступил в Культур-Лигу, дебютировал как художник на 1-й еврейской художественной выставке (1920). В том же году уехал в Мелитополь, где стал одним из организаторов «Окон РОСТА». В эти годы выступал под псевдонимом Джин-Джих-Швиль.
В 1921–1923 учился в Москве во Вхутемасе в мастерской В.А.Фаворского. В 1922 стал членом группы проекционистов («Электроорганизм», «Метод») и участником Проекционного театра. В духе идей проекционизма создал серию работ «Цвет и форма в пространстве».
Входил в художественный совет МЖК (1922–1924). После участия в 1-й Дискуссионной выставке активного революционного искусства присоединился к объединению ОСт (1925), участник 2-й, 3-й и 4-й выставок ОСта (1926–1928). С 1931 – член правления общества. В 1932 после указа о расформировании художественных группировок вступает в МОСХ.
Сотрудничал с издательствами. В 1925 иллюстрировал первые буквари на языках, не имевших до революции письменности, – калмыцком, мордовском, татарском, идише. Делал иллюстрации к произведениям А.Б.Мариенгофа (1926), С.А.Есенина (1927), В.В.Маяковского (1931). Создал серию рисунков к фильму Г.Л.Рошаля «Зори Парижа» (1937).
«Налёт театральности был у него всегда, это его органическое свойство, которое в дальнейшем вылилось в профессию театрального художника», – пишет о художнике А.А.Лабас, близкий друг Тышлера. Видимо, это «органическое свойство» приводит Тышлера в театр. Дебютировал как художник-постановщик в спектаклях «Нафтоли Ботвин» А.Б.Вевиорки (1927), «Овечий источник» Лопе де Веги (1927), «Глухой» Д.Р.Бергельсона (1928) в БелГосЕТе в Минске. В 1930-х работал в столичных театрах, где оформил спектакли «Жизнь на колёсах» (1931), «Фараоново племя» (1933), «Кармен» (1934) в московском театре «Ромэн»; «Король Лир» в ГосЕТе (1935. Режиссёр и исполнитель главной роли – С.М.Михоэлс); «РичардIII» в ленинградском БДТ (1935). Работает над декорациями к опере С.С.Прокофьева «Семён Котко» (1938–1939) в театре В.Э.Мейерхольда.
В 1941–1949 Тышлер – главный художник ГосЕТа. С началом войны эвакуирован в Ташкент в составе театра, оформил ряд постановок в Узбекском академическом театре, за что был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР. После возвращения в 1943 в Москву работал почти во всех московских и ленинградских театрах (до 1962). За спектакль «Фрейлехс» (1945. ГосЕТ) получил Сталинскую премию (1946), награждён орденом Знак Почёта. За всё время работы в театре Тышлер оформил более ста спектаклей.
С 1960-х подолгу живёт в г.Верея, строит дом по собственному проекту. В 1950–1970-е работал почти исключительно в области живописи, графики, деревянной скульптуры. Создаёт скульптурные серии «Дриады», «Невесты», «Девушки».
«Так и бывает – живёт рядом с нами весёлый добрый человек, покупает дыню, покупает краски, моет кисти, а потом оказывается, он-то и есть великий художник, гордость своих современников» (эти слова о Тышлере поэта Мандельштама много лет спустя приводит в своём письме к художнику Н.Я.Мандельштам).
Умер дома во сне. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Основные произведения художника 1920-х – «Цветоформальное построение красного цвета» (1922. ГТГ); «Радиооктябрины» (1925. ГМИИ); «Сакко и Ванцетти» (1927. ГТГ); «Композиция №1». Из «Лирического цикла» (1928. ГТГ); «Девушка с клеткой» (1929. ТОКГ).
Известные серии работ художника: «Гражданская война» (1922–1955), «Махновщина» (1922–1965), «Уличные торговцы» (1926–1927), «Парад» (1927), «Крым» (1928), «Лирический цикл» (1928), «Соседи моего детства» (1930–1968), «Цыгане» (1931–1964) «Девушка с натюрмортом» (1955–1973), «Казнённый ангел» (1964–1967), «Балаганчик» (1964–1970-е), «Петрушка. Кукольный театр» (1964–1966), «Океаниды» (1964–1970-е), «Женихи» (1968–1970), «Фашизм» (1967–1969, 1971), «Набат» (1967–1969), «Девушка и город» (1972–1973), «Архитектура. Сказочный город» (1976–1980).
Тышлер участвовал во многих выставках, таких как: 1-я еврейская художественная выставка скульптуры, графики и рисунка (1920. Киев); МЖК (1922. Москва); Первая русская художественная выставка (1922–1923. Берлин–Амстердам); 1-я Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (1924. Москва); Международная художественная выставка (1926. Дрезден); передвижная выставка советского искусства в Японии (1926–1927. Харбин, Токио); «Русский рисунок за десять лет» (1927. Берлин–Вена–Прага–Стокгольм–Осло–Копенгаген); международная выставка «Искусство книги» (1927. Лейпциг, Нюрнберг); Международная выставка «Пресса» (1928. Кёльн) и многих других.
Персональные выставки художника проходили в выставочных залах Ташкентского отделения Союза художников Узбекской ССР (1943); ленинградском Доме работников искусств им. К.С.Станиславского (1956); «К 400-летию со дня рождения В.Шекспира. А.Г.Тышлер. Выставка эскизов к шекспировским спектаклям» (1964. ЦДЛ, Москва); ГМИИ (1966. Москва); Выставочном зале Московского отделения Союза РСФСР (1969, 1974, 1978).
Мемориальные выставки состоялись в 1981 (Дворец искусств им. К.С.Станиславского, Ленинград) и в 1988 (Московский дом художника). К столетию со дня рождения в Музее личных коллекций прошла выставка «Александр Тышлер и мир его фантазии» (1998. Москва).
Литература:Архивы:
- Ф.Сыркина. Александр Григорьевич Тышлер. М., 1966;
- Александр Тышлер. Живопись, графика, скульптура. [Каталог] М., 1974;
- Александр Тышлер. 1898–1980. Живопись. Графика. Скульптура. Театр. К 85-летию со дня рождения. Вст. статья Д.В.Сарабьянова. [Каталог] М., 1983;
- Григорий Анисимов. Великий художник. Александр Тышлер // Лехаим. 2000. №11 (103);
- А.Каменский. Александр Тышлер в жизни и в зазеркалье // Наше наследие. 2001. №57;
- А.Лабас. Александр Тышлер // Александр Лабас. Воспоминания. М., 2004;
- В.Лебедева. Театральность Александра Тышлера // Русское искусство. 2006. №1;
- К.А.Светляков. Александр Тышлер. М., 2007.;
- РГАЛИ. Ф.2943. Оп.4. Ед.хр.718 (личное дело).;