ТАИРОВ Александр Яковлевич

Режиссёр, актёр. Создатель и руководитель Московского Камерного театра. Один из реформаторов театрального искусства ХХ века

Начинал как актёр в 1904. В 1906–1907 играл в театре В.Ф.Комиссаржевской, затем в театрах Петербурга, Риги, Симбирска (до 1913). Как режиссёр дебютировал в Передвижном театре П.П.Гайдебурова в 1908.

В 1913 окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в Свободный театр К.А.Марджанова. В том же году вместе с женой актрисой А.Г.Коонен и другими молодыми актёрами создал в Москве на Тверском бульваре Камерный театр (в этом здании с 1950 находится Московский драматический театр им.А.С.Пушкина). В «Записках режиссёра» (1921) Таиров писал, что создавал свой театр в противовес натуралистическому (МХТ) и условному (В.Э.Мейерхольд) театру.

Режиссёр привлекал к сотрудничеству некоторых художников-авангардистов, в том числе А.А.Экстер (драма И.Ф.Анненского «Фамира-кифаред». 1916; трагедия Оскара Уайльда «Саломея». 1917), А.А.Веснина (трагедия Расина «Федра». 1920; постановка по роману Гилберта Кита Честертона «Человек, который был четвергом»; драма Поля Клоделя «Благовещение». Обе – 1920). Также с Таировым работал В.Ф.Рындин, бывший в 1931–1934 главным художником Камерного театра, и братья Стенберги (1929–1930).

Литература:
  • Ю.О.Хмельницкий. Из записок актёра таировского театра. М., 2004;
  • С.Сбоева. Таиров. Европа и Америка. Зарубежные гастроли Московского Камерного театра. 1923–1930. М., 2010.;