СУТИН Хаим

Живописец. Один из виднейших представителей «Парижской школы»

В 1909 Сутин посещал художественную школу Я.М.Кругера в Минске, затем в 1910–1913 учился в Виленской школе рисования, где его соучениками были Михаил Кикоин и Пинхус ­Кремень. С июня 1913 перебрался в Париж, жил в «Улье», посещал «Школу изящных искусств» (класс Фернана Кормона). Во время Первой мировой войны как иностранец ушёл в «рабочую армию», но по состоянию здоровья был демобилизован. Познакомился с русскими парижанами – скульпторами О.С.Мещаниновым, О.А.Цадкиным, Жаком Липшицем, а через них – с Амедео Модильяни, который устроил ему продажу картин через своего маршана. Это событие несколько поправило трудное материальное положение художника. В 1918 он смог уехать на юг Франции, много работал (сделал более двухсот картин, главным образом пейзажей) и прожил там до 1922. В этот краткий период сложился стиль Сутина – ярко выраженный живописный экспрессионизм, чувственный и выразительный, деформирующий обыденную натуру до неузнаваемости и обладающий ярким живым цветом. Специфическим стилем Сутина вдохновлялись не только его друзья Кикоин и Кремень, но и другие восточноевропейские художники «Парижской школы» – Мане-Кац, Анри Эпштейн, Мела Мютер, Жак Балгли.

В 1922 – первый финансовый успех Сутина: американский коллекционер Альберт Барнс закупил для своего фонда в Филадельфии пятьдесят две его картины.

Первая персональная выставка Сутина состоялась только в 1927. Постепенно к нему приходил успех – участие в русских выставках в Париже и Белграде, выход двух монографий о нём в 1928 (автор Вальдемар Жорж) и в 1929 (автор Эли Фор). Затем персональные выставки состоялись в Чикаго, Нью-Йорке и Лондоне.

Литература:
  • Лейкинд, Махров, Северюхин 1999;
  • L’École de Paris 2000;
  • Толстой 2005.;

Автор статьи: А.Д.Таргулов