СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич

Живописец, график, художник театра, книги

Родился в семье жандармского полковника. Учился в МУЖВЗ у А.Е.Архипова, Н.А.Касаткина, А.М.Васнецова, Л.О.Пастернака, В.А.Серова, К.А.Коровина (1897–1909). В ранних работах отдал дань импрессионизму и символизму. В октябре 1902, вместе с М.Ф.Ларионовым и А.В.Фонвизиным был лишён права посещения училища на год за работы, как вспоминал Судейкин, «непристойного содержания». Автор иллюстраций к драме Мориса Метерлинка «Смерть Тентажиля» (М., 1903), для журналов «Весы» (1904), «Золотое руно» (1906–1909). В 1904 участвовал в саратовской выставке «Алая роза» («Вальс снежных хлопьев», «Пастораль», «Пиковая дама», «Ночной ландшафт», «Влюблённые» и другие), организованной П.В.Кузнецовым и П.С.Уткиным. Участников выставки объединила связь с импрессионизмом и одновременно отталкивание от его принципов, влечение к условности, примитивизму и символизму.

Вместе с Н.Н.Сапуновым оформил ряд постановок для оперной антрепризы в театре «Эрмитаж» («Каморра» Е.Д.Эспозито, «Орфей» Кристофа Виллибальда Глюка, «Гензель и Гретель» Энгельберта Гумпердинка и другие), «Смерть Тентажиля» (1905, Театр-студия на Поварской при МХТ). Автор эскизов к декорациям «Сестры Беатрисы» Метерлинка для Театра В.Ф.Комиссаржевской (режиссёр В.Э.Мейерхольд.1906).

С.Ю.Судейкин. Восточная сказка. 1910-е. Бумага на картоне, гуашь, темпера. 96,5×65,5. ТКГ

Участник выставок МТХ и СРХ (1905), Осеннего салона (1906. Париж), где познакомился с работами Поля Гогена, Пюви де Шаванна, Мориса Дени.

Участник выставки (1907. Москва) и объединения «Голубая роза» (просуществовало до 1910). Участвовал в выставке «Венок–Стефанос» вместе с Ларионовым, Г.Б.Якуловым, А.В.Лентуловым, Д.Д. и В.Д.Бурлюками (1908). Амплитуда колебаний между новыми исканиями и приверженностью принципам учителей наиболее явно отразилась в натюрмортах («Саксонские фигурки». 1911; «Натюрморт». 1909; 1911. Все – ГРМ).

В 1909 поступил в АХ (мастерская Д.Н.Кардовского, 1909–1911), с 1911 – член «Мира искусства» и постоянный участник выставок объединения. В пристрастии к галантному искусству рококо и сентиментализму следует за Антуаном Ватто и К.А.Сомовым, однако, выступая как стилизатор, развенчивает стилизацию, привнося в неё грубоватую меткость примитивного искусства («Русская Венера». 1907. ГТГ; «Буря». 1909; «Северный поэт». 1909. Обе – частная коллекция).

Оформил пьесы «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу (вместе с Сапуновым и А.А.Араповым. 1909), «Весеннее безумие» Осипа Дымова (1910. Новый драматический театр); оперу «Забава дев» М.А.Кузмина (1911. Малый драматический театр) и «Изнанка жизни» Хасинто Бенавенте (1912. Русский драматический театр). Автор иллюстраций к книге Кузмина «Куранты любви» (М., 1910). Исполнил декорации к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси по эскизам Л.С.Бакста и к «Весне священной» И.Ф.Стравинского по эскизам Н.К.Рериха (Дягилевский сезон в Париже 1912), автор декораций к балету «Трагедии Саломеи» Флорана Шмидта (Дягилевский сезон 1913) и другие.

Автор росписи стен и потолка в кабаре «Бродячая собака» (вместе с В.П.Белкиным и Н.И.Кульбиным. 1912), участник и оформитель вечеров, в частности «Вечера пяти», в котором участвовали Д.Бурлюк, В.В.Каменский, Игорь Северянин, А.А.Радаков (11 февраля 1915). В основе вечера лежала идея «раскрашенного слова», несомненно причастная к исканиям поэтов-футуристов.

Станковые работы этого времени – «Масленичное гулянье» (1910-е. Частная коллекция), серия лубков «Масленичные герои» (середина 1910-х. ГРМ), «Петрушка» (1915. Частная коллекция), «Кукольный театр», «Арлекинада» (обе – 1915. ГЦТМ) – отличает противоречивость, нарастающая тяга к гротеску и «притуплению» лиризма, поэтическая приподнятость и приземляющий прозаизм. Эти же тенденции отразились в оформлении Судейкиным кабаре «Привал комедиантов» (1915) и осуществлённых в нём постановок (например, «Шарф Коломбины» Артура Шницлера, режиссёр Мейерхольд. 1915; «Фантазия» Козьмы Пруткова. Март 1917).

Одновременно намечается поворот к конкретно-чувственной натуре, подчиняющей себе и декоративные задачи («Букет». 1913. Частная коллекция; «Парк». 1915. ГРМ; «Летний пейзаж». 1916. ГТГ). В портретном жанре человек ­перестаёт быть «знаком» или «аллегорией», предстаёт в реальности своего бытия. Однако было бы поспешным считать, что в состязании двух творческих принципов один из них торжествовал окончательную победу. Завершённость и однозначность были противопоказаны Судейкину, верность «игре», сохранение вариативности, обратимости образов составляют едва ли не главный нерв его творчества.

Художник встретил Февральскую революцию с энтузиазмом (плакат-лубок «Слетайтесь, вольные птахи…»). В конце 1917 оказался в Тифлисе, где стал одним из устроителей и оформителей кафе поэтов «Химериони». В 1920 эмигрировал в Париж, работал в основном как мастер театрально-декорационной живописи, затем в 1923 переехал в США.

Театральные постановки этих лет отличают всё более настойчивые попытки освоить приёмы новых течений в искусстве, в частности кубизм (например, оформление пьесы «Самое главное» Н.Н.Евреинова для Гилд-театра. 1926; ряд постановок в Метрополитен-опера. 1924–1931) и экспрессионизм (оформление балета «Паганини» С.В.Рахманинова. 1939–1940. Ковент-Гарден). Работал как художник над голливудской экранизацией «Воскресения» Л.Н.Толстого (1934–1935). Станковые работы этого времени: «Депрессия» (1930), «Рабочая песнь» (конец 1920-х), «Автопортрет с женой» (конец 1920-х), «Американская панорама» (середина 1930-х), «Моя жизнь» (1940-е); все находятся в частных коллекциях.

Литература:
  • Д.З.Коган. Сергей Юрьевич Судейкин. М., 1974;
  • Лейкинд, Махров, Северюхин 1999;
  • Д.Э.Боулт. Сергей Судейкин. Жизнь в ближней эмиграции // В.Э.Борисов-Мусатов и «Саратовская школа». Материалы 7-х Боголюбовских чтений. Саратов, 2001;
  • В.Судейкина. Дневник 1917–1919. М., 2006.;

Автор статьи: М.Б.Михайлова