Отец приехал в Россию из Швеции в 1898, занимался в Москве различными коммерческими и декоративными проектами, такими как оформление витрин магазина «Мюр и Мерилиз». В двенадцать–тринадцать лет сыновья помогали отцу и многому научились у него.
В 1912–1917 учились в СЦХПУ, осваивая различные техники декоративно-прикладного искусства, такие как роспись по фарфору, эмаль. Но главным были занятия театральной живописью у В.Е.Егорова, А.С.Янова, П.В.Кузнецова. В 1917 занимаются на курсах военной инженерии, знакомятся с принципами строительства мостов и других инженерных сооружений. Этот опыт оказался полезным при работе над первыми абстрактными конструкциями, выполненными во время пребывания в I ГСХМ. Братья Стенберги работали в так называемой мастерской без руководителя. Здесь и произошёл переход от абстрагированных композиций на плоскости к пространственным конструкциям. Подобную эволюцию проделал в этот период и их друг К.К.Медунецкий. Втроём они сделали несколько совместных работ.
Стенберги и Медунецкий стали активными членами Обмоху. На выставке Обмоху в мае 1921 они представили серии своих пространственных конструкций. Начиная с 1921 принимают участие в спорах о современном искусстве в Инхуке.
В январе 1922 в «Кафе поэтов» вместе с Медунецким устраивают выставку «Конструктивисты». К ней был выпущен каталог с декларацией. Пространственные конструкции были показаны в 1922 на Первой русской художественной выставке в Берлине (и в 1923 в Амстердаме).
Как конструктивисты – члены группы Стенберги и Медунецкий (в последний раз вместе) выступают на 1-й Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в 1924.
В 1922 начинается сотрудничество братьев Стенбергов с Камерным театром. Стенбергам и Медунецкому предлагают оформить «Жёлтую кофту» в студии театра. Спектакль не был реализован. В нём была очевидна связь с приёмами Г.Б.Якулова, но выделялась своя особая эксцентрическая манера подачи материала.
С 1922 по 1931 Стенберги – художники Камерного театра. Их последняя работа – «Линия огня» Н.Н.Никитина (режиссёр А.Я.Таиров. 1931). Особую роль в развитии художников сыграли гастроли Камерного театра в Берлине и Париже в 1923. В Париже была устроена однодневная выставка Стенбергов и Медунецкого, которая вызвала немалый интерес – такого искусства Париж ещё не видел.
Через год после показа работ Стенбергов и Медунецкого состоялась выставка Наума Габо и Н.А.Певзнера, также объявивших себя конструктивистами.
К 1924 Стенберги заканчивают свои эксперименты с пространственными конструкциями как таковыми. Этот период их творчества был зафиксирован в ряде работ, купленных музеями, такими как ГРМ и ГТГ, ККХМ.
Театр братьев Стенбергов – проект декораций и эскизы костюмов для Московского Камерного театра – не был похож ни на какой другой. «Гроза» А.Н.Островского в их трактовке была лаконичной и по-своему монументальной композицией. Уже в этой работе проявилось характерное для художников чувство индивидуальных особенностей актёра. В 1924 Стенберги оформляют «Святую Иоанну» Бернарда Шоу, где готические структуры становятся лаконичной современной композицией.
В 1925 они делают костюмы и декорации к обозрению-ревю Л.А.Половинкина и Л.К.Книппера «Кукироль», в 1926 – к оперетте Шарля Лекока «День и ночь», где ярко проявилась склонность к эксцентрике. В том же 1926 начинается серия спектаклей по пьесам Юджина О’Нила – «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами», «Негр» (1929). Костюмы к «Опере нищих» Бертольда Брехта и Курта Вайля поражали своей гротескной характерностью.
Ещё в 1923 к гастролям Камерного театра в Европе Стенберги сделали виртуозную афишу. В ней мы видим художников в новом качестве – плакатистов.
С 1923 они выступают как мастера киноплаката. Здесь, по признанию критики, они не знали себе равных не только в советской России, но и в Европе. Стенберги не считали плакат иллюстрацией к фильму. В их плакатах идёт блистательная игра неожиданных сюжетных столкновений, изобразительных парадоксов. Многие из киноплакатов Стенбергов сегодня воспринимаются как классика графики – «Шесть девушек ищут пристанища» (1927), «Битая котлета» (1927), «Весной» (1928), «Настоящий джентльмен» (1928), «Генерал» (1929), «Обломок империи» (1929). Специальная выставка киноплакатов братьев с большим успехом прошла в МоМА в Нью-Йорке в 1996.
После гибели Георгия в автомобильной катастрофе Владимир Стенберг начал выстраивать свою собственную художественную биографию. Он в течение нескольких лет оформлял к праздникам Красную площадь. В 1952 был арестован, но после смерти Сталина освобождён.
В 1970-е занимался реконструкцией своих ранних работ, при встрече с исследователями искусства 1920-х порой не только преувеличивая значение своих работ, но и создавая новую хронологию в творчестве Стенберг-2.
Работы Стенбергов хранятся в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ. Большое собрание киноплакатов имеется в ГПИБ.
Литература:
- С.О.Хан-Магомедов. Владимир и Георгий Стенберги. М., 2008.;