Отец – земский врач. В 1902–1909 учится в Коммерческом женском училище Н.Н.Володкевича в Киеве, которое оканчивает с золотой медалью. В 1909 семья живёт в Орле, где Софронова посещает музыкальную школу. В 1910 уезжает в Москву. В 1910–1913 Софронова занимается в художественной школе Ф.И.Рерберга (и недолго в Петербурге у Я.С.Гольдблата). 1913–1917 – Студия живописи и рисования И.И.Машкова. В 1914 впервые показала свои работы на выставке «Бубновый валет». В 1915 вышла замуж за Г.М.Блюменфельда, художника и теоретика искусства. В 1917 живёт у родителей в Орле, рождение дочери Ирины (в будущем художницы). Член Профессионального союза художников-живописцев Москвы. Продолжает жить с родными в Дроскове под Орлом, но присылает работы на выставки в Москве (5-я государственная выставка картин. 1918–1919). В 1920 ненадолго возвращается в Москву. В 1920–1921 вместе с М.К.Соколовым преподавала в Государственных свободных художественных мастерских в Твери (лекции по истории искусства читал приезжавший из Москвы Н.М.Тарабукин). В основу преподавания был положен принцип анализа современных течений в живописи. Выставка мастерских в середине мая 1921 – живопись, рисунки, абстрактные геометрические рельефы – вызвала возмущение местных властей и художников-традиционалистов. И хотя она в духе времени называлась политически спекулятивно «Буржуа на карачки», Софронова, Соколов и Тарабукин со скандалом были уволены из мастерских.
В Твери Софронова начинает удивительную лирическую серию конструктивных рисунков (до 1923). Серия резко отличается от обычных для тех лет рациональных геометрических композиций.

В Москве Софронова недолго работает инструктором по Изо в Политуправлении Московского военного округа, а с осени 1922 ведёт живописные мастерские в Пролеткульте. Она делает обложку к полемической книге Тарабукина «От мольберта к машине» (М., 1923). Вместе со студийцами исполняет плакаты для Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923, к 1 мая 1924 – конструкцию на Лобном месте на Красной площади. Знамёна профсоюзов (сохранилось десять эскизов. 1922–1923) были отобраны для павильона СССР на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в 1925.
Большое впечатление на Софронову произвела Первая всеобщая германская выставка (1924. Москва–Саратов), и в особенности графика Георга Гросса. Она создаёт выразительную серию экспрессивных рисунков «Типы московских улиц» (1924–1925). Для заработка делает плакаты для Главполитпросвета, Я.А.Тугендхольд заказывает ей заставки для «Красной нивы». Но главное для неё (примерно с 1927) – лирические пейзажи Москвы, отчасти перекликающиеся с парижскими пейзажами Альбера Марке.
Софронова сближается с группой «Тринадцать» и принимает участие в выставке группы в 1931. Живописное мастерство Софроновой в 1930-е усложняется и утончается. Одно из своеобразных явлений в живописи тех лет – серия «Зоопарк» (1935–1937). Из книжных циклов, созданных Софроновой, издательство «Academia» выпустило с её иллюстрациями «Восстание ангелов» Анатоля Франса. Серии иллюстраций к А.А.Блоку (1941) и Андрею Белому (1945–1946) остались неизданными.
Первая персональная выставка состоялась только в 1962. Более полная ретроспективная выставка прошла в 1993 в ГТГ.
Работы Софроновой хранятся в ГТГ, ГРМ, ГЛМ, ОМИИ, Музее Людвига (Кёльн).
Литература:
- М.Немировская. Работы А.Ф.Софроновой в Третьяковской галерее / Музей 1. М., 1980;
- M.N.Jablonskaja. Women Artists of Russia’s New Age. London, 1990;
- А.Софронова. Записки независимой. Дневники. Письма. Воспоминания / Сост. Н.Евстафьева, А.Лейкин. Вст. статья В.Ракитина. М., 2001;
- Портрет в творчестве Антонины Софроновой (1982–1966). Живопись, графика. Галерея «Ковчег». [Каталог] М., 1999;