После окончания гимназии им. Г.П.Шелапутина, поступил в 1912 в МУЖВЗ и одновременно занимался на юридическом факультете Московского университета. Участвовал в 35-й ученической выставке МУЖВЗ (декабрь 1913 – январь 1914) и в выставке «Мира искусства» (декабрь 1916 – февраль 1917). В 1917 оставил учёбу и в том же году экспонировал свои произведения на двух выставках МТХ. Состоял членом Профессионального союза художников-живописцев Москвы и принимал участие в его 1-й выставке (май–июнь 1918). Был участником двух государственных выставок: 4-й (1919) и 19-й (1920). Последняя получила случайное название «Выставки четырёх», хотя в ней, кроме В.В.Кандинского, А.М.Родченко, В.Ф.Степановой и Синезубова, принимали участие и другие художники (в том числе из Живскульптарха), но количество работ перечисленных художников значительно превосходило остальных. В одном из отчётов о выставке Синезубов был назван художником, «идущим от Сезанна». В 1919 руководил мастерской Пролеткульта в Москве. Числился среди преподавателей Вхутемаса в 1919–1920. Участвовал в выставке кIII конгрессу Коминтерна (1920), устроенной в бывшей гостинице «Дрезден».
Синезубов вошёл в состав Инхука (монументальная секция) весной 1920, но после конфликта между Кандинским и Родченко, закончившимся победой последнего, вместе с группой Кандинского вышел из состава института (январь 1921).
В октябре–ноябре 1921 участвовал в выставке «Мира искусства». В конце того же года вошёл в состав объединения «Маковец» и участвовал во 2-й (1924) и 3-й (1925–1926) выставках общества.
В 1922 работы Синезубова были представлены на Первой русской художественной выставке (Берлин, в 1923 – Амстердам).
В начале 1920-х занимался большей частью офортом и литографией. Его литографии были опубликованы в малотиражных сборниках «Nature morte», «Пейзаж в литографиях современных художников» и «Литографии №4» (все – 1921). В 1923 Синезубов издал альбом собственных литографий «Frauen und Kinder» (1923). В 1922 состоялась первая персональная выставка Синезубова.
Свои лучшие живописные работы Синезубов создал в конце 1910-х – середине 1920-х. В это время, по его собственным словам, он был во власти «Ренуара, Дега, Пикассо, Сезанна». Соединение французских традиций с влиянием немецкого экспрессионизма и русского неопримитивизма породило необыкновенный результат – оригинальную живопись Синезубова, сочетающую в себе «твёрдость, материальность и “скрытый” темперамент» (из автобиографии Синезубова, 1925).
В 1919–1920 более десятка произведений Синезубова были закуплены Музейным бюро и затем отправлены для организации МЖК в разные города России (в том числе в Елец, Ярославль, Смоленск, Красноярск, Слободской (Вятской губернии, ныне Кировская область) и другие). Также его произведения хранятся в ГТГ, ГРМ и ГМИИ.
Литература:Сочинения:
- 2-я выставка Н.В.Синезубова (1925–1928). Вст.статья А.Григорьевой-Мари. [Каталог] М., 1928;
- Б.Берман. Николай Синезубов // Творчество. 1981. №11;
- Маковец 1994;
- Лейкинд, Махров, Северюхин 1999.;
- Судьба художника // Маковец. 1922. №2.;