ШУХОВ Владимир Григорьевич

Конструктор, изобретатель, создатель новых форм сооружений, автор Шаболовской радиобашни

С 1870 учился в Московском Императорском техническом училище, которое с отличием окончил в 1876 по специальности инженер-механик и в том же году посетил США, где в это время проходила Всемирная выставка.

С 1878 работал в фирме А.В.Бари инженером, проектируя первый в России нефтепровод – в Баку. С этого началась его блистательная инженерная карьера. Практически всё, что он делал, создавалось впервые в мире и на новом научно-техническом уровне: первый в мире мазутопровод, наливные баржи для транспортировки нефти и керосина, резервуары для хранения нефти и спирта, уникальные проекты городских водопроводов, уникальные сетчатые конструкции, в том числе гиперболические башни.

В.Г.Шухов. Шаболовская радиобашня в Москве. 1919-1922
В.Г.Шухов. Шаболовская радиобашня в Москве. 1919-1922.Фотография А.М.Родченко. 1930-е
0 / 0

Первые сетчатые большепролётные оболочки были спроектированы Шуховым ещё в начале 1890-х для завода «Парострой» в Москве (круглый в плане цех и кузница). Его триумф как инженера-строителя, и с полным правом можно сказать архитектора, состоялся на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке (1896), где по его проекту были построены восемь павильонов с разными сетчатыми покрытиями, в том числе впервые в мире – с висячими оболочками двоякой кривизны. Там же впервые была продемонстрирована ажурная сетчатая водонапорная башня высотой тридцать два метра, спроектированная по принципу гиперболоида вращения из прямолинейных металлических уголков. Среди уникальных произведений инженерного искусства Шухова, получивших развитие в строительстве и архитектуре только во второй половине ХХ века, – оболочка двоякой кривизны листопрокатного цеха металлургического завода в Выксе (1897), остеклённые покрытия Верхних торговых рядов (1893), Петровского пассажа (1906), Музея изящных искусств (1912), дебаркадера Киевского вокзала (1914) в Москве и другие.

В начале XX века по его проектам было построено около 60 гиперболических башен (по перечню документов архива РАН), в том числе два маяка под Херсоном и шесть ­секционных гиперболических башен – опор линии электропередач на Оке. Водонапорные сетчатые башни Шухова были экономичнее других металлических башен в два раза, кроме того, они легко собирались и транспортировались, были легче других аналогичных конструкций, а вес резервуара с водой, который они несли, был больше их собственного веса.

Самой известной и самой высокой (сто пятьдесят метров) стала Шаболовская радиобашня (1922) в Москве. В первоначальном проекте её высота составляла триста пятьдесят метров, выше Эйфелевой башни, но нехватка металла в тяжёлое послевоенное время не позволила реализовать замысел полностью. Башня стала символом советского радиовещания, а потом и телевидения. Эффектные снимки башни украшали страницы журналов. Один из первых знаменитых снимков Шаболовской башни сделан А.М.Родченко. К.С.Мельников использовал идею наклонных пересекающихся стержней, создающих пространственно жёсткую структуру, в необычной кирпичной кладке своего жилого дома в Москве. Форма гиперболоида вращения, новаторски использованная Шуховым, произвела впечатление на лидеров архитектуры того времени. И.И.Леонидов дважды применил эту конструкцию в проекте Наркомтяжпрома.

Для Мельникова Шухов спроектировал лёгкие металлические фермы покрытий Бахметьевского гаража для автобусов (1927) и гаража для грузовых машин на Новорязанской улице (1926–1929). Им построено множество промышленных цехов, перекрытых плоскими металлическими и металлодеревянными фермами и рамами, несколько железнодорожных мостов. Последней его работой стало выпрямление минарета Улугбека в Самарканде.

Оптимальное и наиболее рациональное решение любой проблемы – творческий метод инженера-механика Шухова. Приверженность этому методу, близкому и многим архитекторам и инженерам периода конструктивизма, по праву ставит его в ряд мастеров советского архитектурного авангарда.

Литература:
  • Г.М.Ковельман. Творчество почётного академика инженера Владимира Григорьевича Шухова. М., 1961;
  • Р.Грефе, М.Гаппоев, О.Перчи. В.Г.Шухов (1853–1939). Искусство конструкций. М., 1995;
  • Е.М.Шухова. Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России. М., 2003;
  • С.О.Хан-Магомедов. Владимир Шухов. М., 2010.;
Сочинения:
  • Стропила. М., 1897.;

Архивы:
  • Архив РАН. Ф.1508;
  • ЦИАМ. Ф.1209.;

Автор статьи: О.Ю.Суслова