Детство провёл в Харькове, где начал заниматься рисованием в реальном училище под руководством Д.И.Бесперчия. В 1894–1895 работал помощником главного художника харьковского Камерного оперного театра И.А.Суворова. Увлечение театром в дальнейшем не получило продолжения (кроме эскизов декораций и костюмов, выполненных к операм «Млада» и «Кармен» в 1908).
В 1898–1904 учился в СЦХПУ на металлообрабатывающем и декоративном отделениях. Ему запомнились лекции М.А.Врубеля об орнаменте и декоративной композиции и C.А.Ноаковского – об архитектуре; выделял занятия в мастерской К.А.Коровина, который «всеми силами своего таланта <...> старался заставить нас полюбить искусство больше жизни, разбудить в нас художников, полюбить самую работу, процесс работы» (А.В.Шевченко. Сборник материалов. С.94). Увлечённый рассказами Коровина о новой западной живописи, в 1905 уехал в Париж посмотреть старых мастеров в Лувре и изучать импрессионистов. Сначала учился в Академии Жюлиана у Жан-Поля Лорана (см.: академии парижские); позже, не удовлетворённый системой преподавания, перешёл в академию Карьера. Посещал мастерские французских художников, в том числе Анри Матисса, регулярно встречался с А.Н.Бенуа, М.А.Волошиным, Д.И.Митрохиным.
По возвращении из Парижа закончил последний курс СЦХПУ и получил диплом художника прикладного искусства. Начинает регулярно участвовать в художественных выставках. В немногих сохранившихся работах этого периода очевидно влияние импрессионистов («Ночной Париж». 1905–1906. ГМИИ; «Ресторан на улице Вожирар». 1906. ГМИИ), Гогена («Автопортрет». 1907. ГТГ), художников группы «Наби», особенно Мориса Дени и Эдуара Вюйара («За шитьём». 1906. ГМИИ). Также прослеживается влияние и русских символистов.
В 1908 был принят на живописное отделение МУЖВЗ сразу в последний натурный класс, что было беспрецедентно в истории училища. «Вышло так, что первыми моими товарищами по школе были два совершенно противоположных человека и вместе с тем исключительных, – это были Судейкин и Ларионов. Последний как раз и сыграл наибольшую роль в моем развитии как живописца. Он познакомил меня с Щукиным и Морозовым, c Гончаровой, Зданевичами, Ле-Дантю, Фаббри. С нами же учился Барт, к этому же времени приехал в Москву Татлин, с которым я уже и раньше был знаком, начиная с приготовительного класса реального училища. Бурлюки, Маяковский, Малевич – всё это была наша выставочная группа. Клюн, Роговин, Романович тоже были с нами. Выставляли Пиросманашвили, было ещё и много других» (А.В.Шевченко. Сборник материалов. С.153).
Вдохновлённые живописью Поля Cезанна и экспериментами фовистов, студенты, многие из которых уже считались профессиональными художниками (как Шевченко или М.Ф.Ларионов), были разочарованы системой преподавания в училище, что нередко приводило к открытым конфликтам. В результате в 1909 за два месяца до окончания училища Шевченко вместе с А.В.Куприным, И.И.Машковым, Р.Р.Фальком и ещё шестьюдесятью тремя студентами был исключён из МУЖВЗ.
В 1910 после раскола группы «Бубновый валет» Шевченко становится одним из ближайших сподвижников Ларионова и участвует в устроенных им выставках «Ослиный хвост» (1911), «Мишень» (1913), «№4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914), а также – в «Союзе молодёжи» (1912) и в «Мире искусства» (1913).
В 1912 принимает участие в одном из первых издательских проектов А.Е.Кручёных «Открытки русских футуристов», где вместе с Н.С.Гончаровой, братьями Ларионовыми, В.Е.Татлиным и Н.И.Роговиным иллюстрирует серию почтовых открыток графическими вариациями на тему своих живописных работ. В цикле из тридцати пяти литографий Шевченко выполнил три работы (ГМИИ и ГТГ). В 1913 иллюстрирует второе издание футуристической книги Кручёных «Взорваль» совместно с Гончаровой, Н.И.Кульбиным, К.С.Малевичем и О.В.Розановой.
В мае 1913 Шевченко опубликовал манифест «Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времён и народов», который явился попыткой объяснить прессе и публике, воспитанной на академических канонах, преимущества кубизма перед традиционными направлениями в искусстве. В ноябре 1913 Шевченко опубликовал новый манифест «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения» (рукопись датирована июнем), в котором воспроизвёл десять собственных работ. Хотя и с небольшим опозданием термин «неопримитивизм», благодаря Шевченко дал название художественному движению, возглавляемому Ларионовым и Гончаровой с 1909 и пережившему свою финальную стадию в 1913.
Шевченко продолжает выступать апологетом кубизма («предмет имеет не одну, а несколько характерных форм», которые выявляются за счёт «ритмической периодичности движения» и «кубистических сдвигов». См.: Александр Шевченко. Неопримитивизм. С.23). Он понимает цвет как элемент формообразования, что роднит его c французским фовизмом и немецким экспрессионизмом («Вывесочный натюрморт». 1913. ГТГ; «Музыканты». 1913. ГРМ; «Цирковая наездница». 1913. НГХМ). Вслед за Ларионовым, Гончаровой, М.В.Ле-Дантю, С.М.Романовичем увлекается лучизмом, но в отличие от других так и не переступает черту беспредметности. В его лучистских картинах всегда прослеживаются фигуративные мотивы («Лучистая композиция». 1914. ПГКГ; «Купа». 1914. ГМИИ).
В 1914 Шевченко как прапорщик запаса был призван в действующую армию, в 1916 после контузии вернулся в Москву.
В 1918 избирается членом Комиссии по охране памятников искусства и старины при НКП, становится профессором Петроградских ГСХУМ, организует печатные мастерские и назначается их директором. Экспериментирует с различными графическими техниками, много работает в линогравюре и литографии.
В 1919 Шевченко участвует в организации 12-й государственной выставки «Цветодинамос и тектонический примитивизм», на которой экспонирует свои основные произведения (с 1910 по 1919). К выставке был издан одноимённый манифест, созданный Шевченко в соавторстве с А.В.Грищенко, в котором провозглашалось отречение от «измотворчества» и возвращение к станковой картине. Шевченко были чужды производственные направления в искусстве. Он высоко ценил проявление авторской индивидуальности в живописи, подчёркивая, что «картина – это мировоззрение художника, это соединение моего “я” c окружающим миром» (Александр Шевченко. Цветодинамос и тектонический примитивизм. С.12). Его волнует живописное единство картины, включающее в себя понятия композиции, цвето- и светопередачи, фактуры. В этот период художник заново переосмысливает Сезанна и его аналитичеcкое искусство. В его творчестве преобладают натюрморты, но его интересуют не сами предметы, а отношения между ними, он стремится к передаче гармоничной целостности цвета и формы («Натюрморт c яблоками и голубым блюдцем». 1919. ГРМ; «Натюрморт с яблоками и папкой». ГРМ. 1919).
В конце 1919 вместе с А.М.Родченко входит в комиссию Живскульптарха, где совместно с архитекторами Н.А.Ладовским, В.Ф.Кринским и скульптором Б.Д.Королёвым разрабатывает принципы создания нового синтетического искусства. Результатом этого сотрудничества стали эскизы и чертежи к проекту «Дом Советов» («Совдеп». 1920; «Проект Дома Советов». 1920. Оба – ГТГ), которые, скорее всего, демонстрировались на 19-й государственной выставке (1920).
В 1920 Шевченко утверждён в должности профессора живописи Вхутемаса, где проработал почти десять лет, из них шесть – деканом живописного факультета. Из его мастерской вышли такие яркие художники, как Р.Н.Барто, П.В.Вильямс, А.Д.Гончаров, Е.С.Зернова и другие.
Работает в секции монументального искусства московского Инхука; член комиссии по живописно-скульптурно-архитектурному синтезу при РАХН.
В 1922 вступает в общество «Маковец», участвует в первой выставке общества, а также в Первой русской художественной выставке в Берлине, где экспонировалась серия его линогравюр и эскизы к проекту «Дом Советов».
В 1924 состоялась первая персональная выставка художника в ГТГ и выставка его акварелей и рисунков в Цветковской галерее (совместно с Фальком, А.М.Нюренбергом и другими). В 1925 участвует в 7-й парижской выставке «L’Araignée» и в Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже, а также в третьей и последней выставке «Маковца».
В 1926 организует общество «Цех живописцев», участвует во всех выставках этого объединения вплоть до последней пятой выставки в 1930.
В 1929 из-за принципиальных разногласий с новым правлением Вхутеина вместе с группой профессоров уходит из института.
Во второй половине 1920-х – начале 1930-х cовершает регулярные поездки на Кавказ, которые обогатили образный ряд и повлияли на пластический язык художника. Лаконичные и ёмкие композиции становятся квинтэссенцией живописной и пластической гармонии, к которой Шевченко шёл почти тридцать лет и которая нашла своё выражение в таких произведениях, как «Пейзаж с лодками» (1930. ГРМ), «Девушка с грушами» (1933. ГРМ), «Колхозницы в ожидании поезда» (1933. ГТГ) и «Ночной порт» (1935. ГРМ). Серия монотипий, выполненных Шевченко в начале 1930-х, фактически дала этой графической технике второе рождение.
В 1932 участвует в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ, где экспонировалось двадцать две работы художника.
В апреле 1933 была открыта и через три дня закрыта персональная выставка в ГМИИ. Осенью 1933 опубликована книга О.М.Бескина «Формализм в живописи», в которой автор обвинил многих художников, в том числе и Шевченко, в формализме. Примечательно, что в семье Бескиных хранилось по крайней мере одно из произведений Шевченко «Курящая на постели» (1929. ГТГ).
В июне 1933 участвует в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в ГИМе, где экспонировалось одиннадцать произведений Шевченко. После этого почти готовая монография А.Д.Чегодаева о Шевченко была отозвана и все закупленные музеями работы осели в запасниках. Между тем его работы продолжали регулярно выставляться на советских выставках за рубежом.
В середине 1930-х в поисках новых сюжетов, восхваляющих советскую действительность, Шевченко начинает заниматься любительской фотографией, в которой угадывается влияние Родченко («Парад на Спартаковской улице». 1930-е. Архив семьи художника).
После 1936 начинает работать в стиле импрессионизма и лирического реализма, наиболее приемлемых для того противоречивого времени. Шевченко по-прежнему волнуют вопросы цвето- и светопередачи, однако работы утрачивают былую яркость и монументальность. Круг тем художника постепенно сужается. В основном это портреты родных и пейзажи за окном, которые Шевченко предпочитал отчасти из-за их сюжетной нейтральности, отчасти потому, что в результате частых и продолжительных болезней был вынужден смотреть на мир из окна своей студии.
Во время Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться вместе с семьёй и остался в Москве.
В 1944 состоялась персональная выставка Шевченко, посвящённая 40-летию его творческой деятельности, однако из-за болезни художник не смог на ней присутствовать.
Литература:Сочинения:
- А.Грищенко, Н.Лаврский. Александр Шевченко. Поиски и достижения в станковой живописи. М., 1919;
- Выставка акварелей и рисунков художников Шевченко А.В, Фалька Р.Р., Нюренберга А.М. Государственная Цветковская художественная галерея, Москва. [Каталог] М., 1924;
- Василий Ракитин. Александр Шевченко // Творчество. 1966. №9;
- Александр Шевченко. Сборник материалов. Сост.: Ж.Э.Каганская, В.Н.Шалабаева. М., 1980;
- Дмитрий Сарабьянов. Художник Александр Шевченко // Огонёк. 1989. №37;
- Вера Шалабаева. Александр Шевченко. Путь художника. М., 1994;
- Елена Мурина. Ранний авангард. Экспрессионизм. Фовизм. Неопримитивизм. М., 2008;
- Александр Шевченко. Живопись. Графика. Отв. ред. Т.М.Левина. [Каталог] М., 2010.;
- Принципы кубизма и других течений в живописи всех времён и народов. М., 1913;
- Неопримитивизм. Его теории. Его возможности. Его достижения. М., 1913;
- Цветодинамос и тектонический примитивизм. М., 1919.;