Обучался в ВХУ при ИАХ с 1891: архитектуре – по классу профессора Л.Н. Бенуа, живописи – у И.Е. Репина. За дипломный проект «Загородная усадьба» (1897) награждён полуторагодичной пенсионерской поездкой в Европу (1898–1899).
До революции проектировал в национальном стиле, зарекомендовал себя выдающимся мастером храмового зодчества и гражданской архитектуры. Всеобщее признание снискали ему восстановление Васильевского собора в Овруче (1904–1911), соборы в Почаевской лавре (1904–1907) и Марфо-Мариинской обители (1908–1912), павильон России в Венеции (1913–1914), Казанский вокзал в Москве (1913–1926). «За успехи на художественном поприще» был удостоен звания академика ИАХ (1910). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1908–1911), в СЦХПУ (1913–1918), МУЖВЗ (1914–1917) и во II ГСХМ (1918–1920).
Сразу же после революции активно включился в решение крупнейших градостроительных и архитектурных задач: старший мастер в архитектурной мастерской Моссовета, готовившей проект реконструкции и перепланировки столицы «Новая Москва» (1918–1925), главный архитектор Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1922–1923). Председатель МАО (1922–1929).
После революции – преподаватель архитектурного проектирования в МИГИ (1921–1924), во Вхутемасе–Вхутеине (1924–1930), в Институте аспирантуры ВАА (1934–1948).
Мастерство композиции, тяготение к монументализму, пластичной и динамичной форме, работа на контрастном сопоставлении фактур и форм, присущие его дореволюционным постройкам, в полной мере оказались востребованы и архитектурой конструктивизма, равно как и его умение работать в предлагаемом временем стиле, решая при этом значительные инженерно-конструктивные и функциональные задачи. Как опытный мастер, он прекрасно освоил художественные возможности всех направлений новой архитектуры: и конструктивизма, и рационализма, и символического романтизма.
Мавзолей Ленина – наиболее выдающееся его произведение, созданное в рамках эстетики авангарда (первый деревянный вариант – январь 1924, второй, также деревянный – май 1924, третий каменный – 1929–1930). Гармония пропорций и простота форм многоярусного ступенчатого объёма, ставшие основой художественного образа уже в деревянных вариантах, в сочетании с благородством дорогих материалов создали монументальное и выразительное произведение. Это единственное в советском архитектурном авангарде сооружение, в котором по идеологическим соображениям использованы столь дорогие материалы, что о нём можно говорить и как о произведении-предтече советского ар деко.
Динамизм и пластичность архитектурных форм отличает наиболее выдающиеся произведения Щусева в духе конструктивизма. Среди них – конкурсные проекты здания Центрального телеграфа в Москве (1926), гостиницы-санатория в Мацесте (1927–1928, осуществлена), в которых он превзошёл также участвовавших в этих конкурсах лидеров конструктивизма братьев Весниных, и здание Коопинсоюза (Наркомзема) в Москве (1928–1933), гостиниц «Интурист» в Баку (1930–1938) и Батуми (1934–1938). Более сухи и лаконичны формы жилого дома МХАТа в Москве (1927–1928), Механического института им. М.В. Ломоносова в Москве (1929–1934), где предпринята попытка создания образа исключительно плоскостями и прямоугольными объёмами.
Внесение в конструктивистскую стилистику элементов переосмысленного, с учётом современных материалов, конструкций и стандартов, наследия классической или национальной архитектуры (квадратные в сечении колонны портиков, геометризованные порталы, декоративные детали и т.д.) привело к созданию произведений, заложивших наряду с работами других мастеров основы постконструктивизма: проект театра В.Э. Мейерхольда в Москве (1930), Институт Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси (1934–1938) и другие. Сюда же может быть отнесена и гостиница «Москва» (1932–1936, совместно с Л.И. Савельевым, О.А. Стапраном), переделка которой была ему поручена, когда здание уже возводилось в конструктивистской стилистике.
Директор ГТГ (1926–1929) и строитель её нового корпуса, руководитель мастерской № 2 Моссовета (1932–1937), отвечавшей за застройку Ростовской и Смоленской набережных и Тверской улицы, главный архитектор «Академпроекта» (1937–1949), построивший целый ряд академических институтов и учреждений в Москве, Ленинграде, Алма-Ате, Киеве, создатель и первый директор Музея русской архитектуры (1946–1949) в Москве.
Литература:Архивы:
- Н.Б. Соколов. Щусев. М., 1952;
- Е.В. Дружинина-Георгиевская, Я.А. Корнфельд. Зодчий А.В. Щусев. М., 1955;
- К.Н. Афанасьев. А.В. Щусев. М., 1970;
- С.О. Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда. Кн.1. М., 1996;
- П.В. Щусев. Страницы из жизни академика А.В. Щусева. М., 1957–2011.;
- РГИА, РГАЛИ, ГНИМА (архитектурная графика), частный архив (архитектурная графика).;