САРАБЬЯНОВ Дмитрий Владимирович

Искусствовед, исследователь русского искусства, педагог. Одним их первых начал научное изучение русского авангарда

Сын философа-марксиста В.Н.Сарабьянова. В 1941 поступил на отделение истории искусства МИФЛИ. В 1943–1945 на фронте (военный переводчик), дважды ранен. В 1949 завершил искусствоведческое образование в МГУ. Преподавал историю русского искусства в МГУ (1952–1953 и 1960–1996; с 1972 по 1985 заведовал кафедрой истории русского и советского искусства). С 1953 по 1960 – старший научный сотрудник, затем и.о. заместителя директора ИИИ РАН.

Первое большое исследование Сарабьянова – «Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века» (1955; кандидатская диссертация). В 1950-е он пишет о С.В.Малютине, В.И.Сурикове, И.Е.Репине, К.А.Савицком, Александре Иванове, В.А.Серове. Особый интерес вызывает творчество П.А.Федотова (докторская диссертация 1971, многочисленные статьи о художнике и итоговая монография 1973: «П.А.Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века»).

Первые статьи о художниках, в той или иной степени связанных с авангардом (сам термин в исследованиях не фигурирует) написаны в конце 1950-х – начале 1960-х (о Р.Р.Фальке и Л.А.Бруни в 1958; о картине К.С.Петрова-Водкина «Купание красного коня» в 1962). В 1960-х к его «героям» добавляются П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, П.П.Кончаловский.

Многочисленные статьи Сарабьянова о Фальке, а также дружба с вдовой художника А.В.Щекин-Кротовой послужили основой создания монументальной монографии о художнике (издана в 1973 на немецком языке; на русском книгу о Фальке в те годы издать было невозможно). В 2006 этот текст, в дополненном и исправленном варианте, был напечатан в «Полном каталоге произведений» мастера.

Непосредственно авангардом Сарабьянов начал заниматься с конца 1960-х (первый текст о Н.С.Гончаровой был написан в виде предисловия к публикации воспоминаний М.И.Цветаевой «Моя Гончарова» в журнале «Прометей» в 1969). В 1970-е авангард по-прежнему оставался запретной темой и Сарабьянов опубликовал лишь одну статью на эту тему (в журнале «ARTnews». 1977. №11).

Но уже в начале 1980-х, после открытия выставки «Москва–Париж» (для каталога которой Сарабьянов написал статью «Русское и советское искусство 1900–1930»), тема «авангарда» становится более открытой. В 1980 он пишет статью о Л.С.Поповой и становится первым исследователем её творчества. В дальнейшем он много пишет о ней, но монография о Поповой выходит в свет только в 1989 и вновь не на русском языке (написана в соавторстве с Н.Л.Адаскиной; издана во французском издательстве; в 1990 вышли английское и американское издания).

1980-е – 1990-е – время возвращения авангарда в русскую культуру. В этом процессе немалую роль сыграл и Сарабьянов. Он пишет многочисленные статьи (часто популяризаторские, как того требовало время) обо всех ведущих художниках-авангардистах: М.Ф.Ларионове, В.Е.Татлине, А.В.Лентулове, И.И.Машкове, М.З.Шагале, К.С.Малевиче, В.В.Кандинском и других.

Важным аспектом этих исследований было желание вписать русское искусство в контекст современной мировой культуры и, одновременно, выявить его своеобразие. Ранее этой теме было посвящено его исследование «Русская живопись среди европейских школ» (1980), но хронологически оно заканчивалось символизмом. Только во второй половине 1990-х он обращается непосредственно к теме связей русского и европейского авангардного искусства. В это же время в научной методологии Сарабьянова начинается период более углублённого и разностороннего изучения авангардного искусства. Его отличает не только умение понять и передать смысл художественного (особенно живописного) произведения, но и определить место в художественной эволюции его создателя, и в эпохе в целом.

Усилия, предпринятые Сарабьяновым в изучении авангарда, увенчались мировым признанием этого краткого, но важнейшего периода истории русского искусства.

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов