РОЗАНОВА Ольга Владимировна

Живописец, график, художник книги, прикладного искусства, теоретик современного искусства, поэт. Одна из амазонок русского авангарда, работала в стилях фовизма, футуризма, супрематизма. Изобретатель цветописи

Родилась в дворянской семье. Отец исполнял должность уездного исправника. В 1897–1904 училась во Владимирской женской гимназии. С гимназических лет писала стихи и рисовала. В 1905 переехала в Москву с намерением получить художественное образование. В 1906 посещала Училище живописи и скульптуры А.П.Большакова на Мясницкой. В 1907, после неудачной попытки поступить в СЦХПУ, стала посещать Школу К.Ф.Юона и И.О.Дудина, где проучилась до 1910 (включительно).

Вступление в 1911 в петербургское общество «Союз молодёжи» и знакомство с её членами – молодыми авангардистами – определило творческое лицо Розановой. Она тяготеет к современным художественным формам и начинает работать в стиле неопримитивизма и фовизма.

О.В.Розанова. Письменный стол. 1915. Холст, масло. 66×49. ГРМ
О.В.Розанова. Пиковая дама. 1913–1914.Холст, масло. 77,5×61,5. УОХМ
О.В.Розанова. Натюрморт. Розовые цветы. 1915.Холст, масло. 80×102. НГХМ
О.В.Розанова. Композиция. Около 1915.Холст, масло. 62×38. ККХМ
О.В.Розанова. Пожар в городе. 1914. Холст, масло. 80×71. ЕГКМ
0 / 0

Розанова живёт главным образом в Петербурге (переехала в 1911), наездами бывает в Москве, а лето проводит во Владимире и Меленках. В 1911 недолго посещает петербургскую Школу Е.Н.Званцевой, где преподавали Л.С.Бакст, М.В.Добужинский, К.С.Петров-Водкин. С момента вступления в «Союз молодёжи» принимала участие во всех последующих выставках общества (апрель–май 1911; январь–февраль 1912). Экспонированный на очередной (декабрь 1912 – января 1913) петербургской выставке общества «Портрет А.В.Розановой» (1912. ЕМИИ) был воспроизведён в журнале «Огонёк» (1913. №1) рядом с картинами К.С.Малевича и Э.К.Спандикова. По словам самой художницы, «портрет среди художников произвёл фурор» (Розанова 2002. С.238). Накануне открытия выставки знакомится с Д.Д.Бурлюком, и между ними завязываются романтические отношения (Розанова 2002. С.238–241). Тогда же состоялось знакомство с В.В.Маяковским, который «безусловно уважал Гуро, Хлебникова, Ольгу Розанову <...> Когда она отстаивала свою точку зрения, я никогда не слышала, чтобы Маяковский спорил с ней так, как он спорил с Кручёных» (из воспоминаний Н.Е.Добычиной. См.: Розанова 2002. С.298–299).

В связи с устройством московской выставки (март–апрель 1912) едет в составе делегации «Союза молодёжи», возглавляемой М.В.Матюшиным, в Москву для переговоров с М.Ф.Ларионовым. Результатом поездки стала совместная с «Ослиным хвостом» выставка общества. 3 января 1913 Розанова (так же как И.С.Школьник, Л.И.Жевержеев, Матюшин и А.И.Балльер) была избрана в комитет общества.

В вышедшем в марте 1913 третьем сборнике «Союза молодёжи» напечатаны шесть литографий Розановой и её статья «Основы Нового Творчества и причины его непонимания». Она писала: «<...> не пассивным имитатором Природы должен быть художник, но активным выразителем своего к Ней отношения. <...> Из свойств Мира, ему раскрытого, он воздвигнет Новый Мир – Мир Картины и, отрёкшись от повторений видимого, он неизбежно создаст иные образы, с которыми вынужден считаться, переходя к практическому их осуществлению на полотне».

23 марта 1913 на диспуте «О современной живописи» в Троицком театре был оглашён манифест «Союза молодёжи», написанный Розановой. «Вот наш девиз: “В беспрерывном обновлении будущее Искусства!” Мы широко открываем двери всем молодым, кому девиз наш дорог, чьи руки сильны, чтобы высоко держать наше знамя, и оставляем за дверью всех сомневающихся, расчётливых, не знающих куда пристать <...>».

Начинается творческое сотрудничество (и сложные личные отношения) с А.Е.Кручёных. В 1913 выходит его книга стихов «Возропщем» с посвящением «Первой художнице Петрограда О.Розановой», а также его же книги и сборники «Чорт и речетворцы», «Утиное гнёздышко … дурных слов …», «Взорваль» – все с иллюстрациями Розановой.

В 1914 печатается второе издание книги Кручёных и В.В.Хлебникова «Игра в аду» (обложка и три рисунка Малевича, остальные рисунки Розановой). Издаётся небольшим тиражом образец «самописьма» Розановой – гектографированная брошюра Кручёных и Хлебникова «Тэ ли лэ» с её рисунками.

В ноябре 1913 помогала П.Н.Филонову и Школьнику в оформлении спектаклей театра «Будетлянин» и сделала для них афишу.

Участвовала в «Постоянной выставке современного искусства» в Художественном бюро Н.Е.Добычиной (февраль 1913. Петербург), в последней выставке «Союза молодёжи» (ноябрь 1913 – январь 1914. Петербург), в выставке «Художницы жертвам войны» (декабрь 1914. Москва).

На протяжении 1912–1913 у Розановой намечается переход от стилистики фовизма (навеянные Матиссом натюрморты) к футуризму. Она становится (наряду с Н.С.Гончаровой) одним из немногих адептов футуризма в русском искусстве. Не случайно по приглашению Филиппо Томмазо Маринетти она стала участницей римской Международной свободной футуристической выставки (апрель–май 1914). Футуристической динамикой отличаются изображаемые Розановой городские сцены («Фабрика и мост». 1913. МоМА; «Пожар в городе». 1914. ЕГКМ; «Городской пейзаж». 1914. СОХМ; и другие).

Около 1915 Розанова создаёт живописную серию «Игральных карт» (сохранилось девять картин, местонахождение четырёх неизвестно; серия цветных гравюр на ту же тему была сделана в 1914 и опубликована в 1915 в «Заумной гниге» Кручёных и Алягрова (см.: Р.О.Якобсон) – завершение футуристического периода и выход к искусству цвета. «Игральные карты» Розанова экспонировала в Художественном бюро Н.Е.Добычиной (апрель 1915). Но этому предшествовал этап увлечения алогизмом. Эту эволюцию Розановой отражают две «футуристические» выставки, в которых она принимала участие: «Трамвай В» (февраль–март 1915) и «0,10» (декабрь 1915 – январь 1916). Если на первой были показаны соответствующие названию выставки футуристические работы, то на последней совершенно новые пространственные рельефы («Автомобиль», «Велосипед»; известны по репродукциям в «Огоньке» за 1916. №1) и алогистическая живопись. Отметим, что розановский алогизм, в отличие от авторского, придуманного Малевичем, менее абсурден, более «логичен» и предметен, причём в нём элементы кубофутуризма соединяются с супрематизмом. Поэтому её «Шкаф с посудой» или «Рабочая шкатулка» (обе – 1915. ГТГ) соотнесены с предметными реалиями.

Другим прорывом к новому искусству было обращение Розановой к заумной поэзии (под влиянием и при участии Кручёных). В 1916 она сделала графические композиции, объединившие заумные стихи с изобразительными элементами (ОР РГБ. Кручёных называл их «заумной живописью». См.: Розанова 2002. С.166).

В 1915–1916 ею были сделаны многочисленные беспредметные коллажи, послужившие основой для альбома Кручёных «Вселенская война. Ъ. Цветная клей» (Пг., 1916).

1916-й прошёл для Розановой под знаком супрематизма. Она написала более полутора десятков супрематических полотен (хранятся в ГТГ, ГРМ, СОХМ, НГМИИ и других музеях) и создала собственный, отличный от малевичевского, вариант супрематизма – многоцветный и декоративный. Тем не менее Малевич среди последователей супрематизма больше всего ценил именно Розанову. На выставке «Бубнового валета» (ноябрь–декабрь 1916. Москва) она показала двадцать четыре живописные работы, в том числе «Беспредметные композиции» (видимо, супрематические).

В феврале 1917 вступила в организованное Малевичем общество «Супремус», была избрана секретарём общества и редакции одноимённого журнала. Написала для первого номера журнала (в свет не вышел) статью «Кубизм. Футуризм. Супрематизм». «Супрематизм отказывается от пользования реальными формами для живописных целей, ибо они, как дырявые сосуды, не держат цвет, и он в них расползается и меркнет, придушенный случайностью их простоты и сложности, не всегда соответствующей данному цветовому изображению. Изобразительный знак природы [сам] себе довлеет <...> Мы создаём качество формы в связи с качеством цвета» (Неизвестный русский авангард 1992. С.20). На «Второй выставке современного декоративного искусства» (1917. Москва) среди прикладных изделий, выполненных крестьянами села Вербовка Киевской губернии по эскизам профессиональных художников (в том числе супрематистов), шестьдесят были сделаны по рисункам Розановой.

В 1917 начала работать в цветописи – завершающий этап её живописной эволюции.

В 1917–1918 вела активную общественную работу. В мае 1917 на Учредительном собрании Профессионального союза художников-живописцев Москвы избрана секретарём от Молодой (левой) федерации. В ноябре участвовала в выставке «Бубнового валета».

В 1918 избрана в московский Отдел Изо НКП под председательством В.Е.Татлина. В апреле работает над оформлением Москвы к празднику 1 мая: её имя фигурирует в списке художниц и вышивальщиц знамён. 24 мая утверждена в состав Московской художественной коллегии. Единогласно избирается заведующей организованного ею Промышленного подотдела в Отделе Изо. При участии Розановой созданы СХПМ в Богородске (Ногинске), Мстёре, Иваново-Вознесенске. Участвует в составлении проекта МЖК как показательно-педагогического музея. 10 и 15 июля и 15 августа участвует в заседаниях комиссии по реорганизации художественного образования. 7 сентября выходит постановление об учреждении Петроградских ГСХУМ, в разработке которого принимала деятельное участие Розанова. 7 октября избрана руководителем учебной мастерской по текстилю в I ГСХМ. Едет в Абрамцево и Сергиев Посад для организации художественно-промышленных и ремесленных мастерских.

31 октября тяжело заболела дифтерией и 7 ноября скончалась. 13 ноября похоронена в Новодевичьем монастыре рядом с могилой А.П.Чехова. Могила Розановой не сохранилась.

В 1919 состоялась «Посмертная выставка О.В.Розановой».

Литература:
  • [И.В.Клюн]. Памяти Розановой // Искусство. 1919. №1. 5 января;
  • Памяти О.В. [Розановой] // Искусство. 1919. №19;
  • А.Эфрос. Вослед ушедшим // Москва. Журнал литературы и искусства. 1919. №3;
  • В.Н.Терёхина. Маяковский и Розанова // Творчество. 1988. №5;
  • В.Н.Терёхина. «Это художница с поэтическим чувством» // Призыв. Владимир. 1989. 7 января;
  • В.Терёхина. «Начало жизни цветочно-алой…» О.В.Розанова (1886–1918) // Панорама искусств 12. М., 1989;
  • Н.Гурьянова. Военные графические циклы Н.Гончаровой и О.Розановой // Панорама искусств 12. М., 1989;
  • Н.Гурьянова. На пути к новому искусству. Ольга Розанова // Искусство. 1989. №1;
  • Н.Гурьянова. «Цветная клей» // Творчество. 1989. №5;
  • Е.Кузницын. Несколько слов об Ольге Розановой // Призыв. Владимир. 1990. 8 июля;
  • Н.Гурьянова. Ольга Розанова и Алексей Кручёных. К вопросу о взаимосвязи поэзии и живописи в русском футуризме // Europa Orientalis [Salerno]. 1992. №11;
  • Г.Ф.Коваленко. Ольга Розанова // Театр. 1992. №11;
  • Неизвестный русский авангард 1992 (биография, иллюстрации, публикация текстов);
  • В.Терёхина. Женщина русского авангарда // Человек. Москва. 1993. №6;
  • Поляков 1998;
  • Нина Гурьянова. Письма О.В.Розановой в архиве Харджиева // Эксперимент 1999;
  • Nina Gurianova. Exploring color: Olga Rozanova and the early Russian Avant-garde. 1910–1918. G+B Arts, 2000;
  • В.Н.Терёхина. Ранний автопортрет Ольги Розановой (к вопросу атрибуции) // Амазонки авангарда 2001;
  • Ю.Анненков. [Памяти О.В.Розановой]. Публ. и предисл. Д.В.Фомина // Амазонки авангарда 2001;
  • В.Н.Терёхина. Реальное и беспредметное в поэтическом творчестве Ольги Розановой // Русский кубофутуризм 2001;
  • Амазонки авангарда. [Каталог] 2001;
  • Гурьянова 2002;
  • Ольга Розанова. «Лефанта чиол…» Сост. Андрей Сарабьянов и Вера Терёхина. М., 2002;
  • Ольга Розанова. … увидеть мир преображённым. [Каталог]. М., 2007.;
Сочинения:
  • Основы Нового Творчества и причины его непонимания // Союз молодёжи. №3. СПб., 1913;
  • Воскресший Рокамболь. [СПб., 1913]. Рукопись [Впервые опубликована в каталоге: Ольга Розанова. Olga Rozanova. Helsinki. Helsingin Kaupungin Taidemuseo. 1992];
  • Кубизм. Футуризм. Супрематизм. [Москва, 1917]. Машинопись. [Впервые опубликована в кн.: Неизвестный русский авангард];
  • Супрематизм и критика // Анархия. 1918. №86. 16 июня;
  • Искусство – только в независимости и безграничной свободе // Анархия. 1918. №91. 22 июня;
  • Уничтожение трёхфедеративной конструкции Союза как причина выхода из него Федерации // Анархия. 1918. №98. 2 июля.;

Архивы:
  • ОР ГРМ. Ф.121;
  • РГАЛИ. Ф.1334. Оп.1;
  • ЦГА РФ. Ф.2306. Оп.23.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов