РЕДЬКО Климент Николаевич

Живописец, график, художник-монументалист. Представитель экспериментального авангарда 1920-х. Участник группы проекционистов (1921–1924). Создатель живописного направления «электроорганизм»

Родился в крестьянской семье. С 1910 по 1914 учился в иконописной школе Киево-Печерской лавры. Значительный импульс в творческом развитии получает от знакомства с В.Н.Чекрыгиным. В 1914 отправился в Москву, посещал частную художественную школу Ф.И.Рерберга. Попытка поступить в МУЖВЗ оказалась неудачной. При покровительстве Л.Д.Аксёнова приехал в Петербург, где учился в Рисовальной школе ОПХ (1914–1918). Среди учителей Редько – Н.К.Рерих, П.С.Наумов, заканчивал учёбу в мастерской А.А.Рылова, А.И.Вахрамеева. В 1916–1917 во время войны служил в авиационных частях русской армии. После революции, спасаясь от голода, вернулся в Киев, где поступил в АХ в мастерскую Н.Г.Бурачека (1918). На Украине в это время у власти гетман П.П.Скоропадский. Редько, как приехавшего из советской России, исключили из Академии. Художественной средой Редько стала студия А.А.Экстер (1919–1920). С приходом в Киев большевиков Редько вместе с другими художниками участвует в оформлении улиц и площадей города, поступает в Государственные художественно-декоративные мастерские М.Л.Бойчука в АХ. В мае 1920 при наступлении поляков Редько вместе с С.Б.Никритиным уезжает в Харьков, где в это время находились Д.П.Штеренберг и А.В.Луначарский. По письменной рекомендации Луначарского Редько и Никритин поступают во Вхутемас в класс В.В.Кандинского и получают в Москве мастерскую (одну на двоих). Редько пытается найти собственный художественный язык, отличный от академизма и от языка старших авангардистов: «Малевич и другие, не будучи истинными живописцами, изыскивают крайности <...> Как бы я хотел выразить правду, ощущаемую современным, но ещё не выраженным живописным восприятием» (К.Редько. Дневники. Воспоминания. Статьи. М., 1974). Увлекается аналитическим подходом к искусству, изучает точные науки: физику, химию, математику и т.д. В 1922 Редько создаёт художественное направление – «электроорганизм» – и теорию «свеченизма», отображающие и символизирующие индустриальную и научную цивилизацию ХХ века. Примыкал к группе проекционистов, которая в 1924 выступила под названием «Метод». Много путешествовал (Крым, Кавказ, русский Север, Заполярье). В отличие от большинства членов группы «Метод», в ОСт не вступил. В 1927 был командирован Луначарским в Париж, где жил и работал в течение восьми лет. Познакомился с Пабло Пикассо, Полем Синьяком, В.Д.Барановым-Россине, М.Ф.Ларионовым, Ю.П.Анненковым, Амедео Озанфаном. В 1930-х стиль его письма меняется, работы исполнены реалистических образов, но лишены соцреалистического официоза. В 1935 вернулся в Москву. В 1940-е работал в ТАСС. В 1948 был исключён из СХ как «поддавшийся влиянию западной культуры». В 1950–1955 руководил изостудией при Сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, чем зарабатывал себе на жизнь. Оставил литературное наследие (прозу, мемуары, статьи об искусстве).

Основные произведения 1920-х – «Композиция. Завод» (1922. ГМИК); «Динамит» (1922. ГМСИ), «Муж и жена» (1922. ГТГ), «Замысел формы к строению цветозвука» (1923. РГАЛИ), «Восстание» (1924–1925. ГТГ).

К.Н.Редько. Свет и тень в симметрии. 1922. Бумага, темпера. 27,5х20.РГАЛИ
К.Н.Редько. Восстание. 1924–1925. Холст, масло. 170,5×212. ГТГ
К.Н.Редько. Супрематизм.1921. Холст, масло. 75х50. ГТГ
К.Н.Редько. Отвлечённое пространство. 1921.Холст, масло. 53,5х71,5. ГТГ
К.Н.Редько. Парижанка. 1931.Холст, масло. 197х97,5.ГРМ
0 / 0

Творчество Редько 1920-х – яркий пример развития новых тенденций в искусстве авангарда. Художник, прошедший школу кубизма, супрематизма, тщательно изучивший методы классической школы, в период острых споров о будущих путях нового искусства выработал оригинальную концепцию живописи, основанную на экпериментально-аналитическом отношении к природе творчества. Редько принадлежит к той части художников авангарда, имена которых были надолго забыты официальной историей искусства, а их идеи оказались последними в ряду оригинальных поисков в истории отечественной живописи начала XX века.

Редько экспонировался на выставке в МЖК (1922. Москва), Первой русской художественной выставке (1922–1923. Берлин–Амстердам), 1-й Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924. Москва); Осеннем салоне (1927, 1928. Париж), Салоне Независимых (1929. Париж), Салоне Тюильри (1929, 1931, 1932. Париж), Салоне сверхнезависимых (1934. Париж), выставке Ассоциации писателей и художников революционной Франции (1934. Париж), выставке группы советских художников, живущих во Франции (1935. Париж), выставке произведений московских и ленинградских художников (1937. Кисловодск), Московской областной художественной выставке, посвящённой 30-летию Советской власти (1947. Москва).

Персональные выставки Редько прошли в Москве (1926; «Герои Великой Отечественной войны». 1942) и Париже (1928, 1929, 1930, 1933).

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИ РК, РГАЛИ, ГМСИ, ГМИК, Окружном музее (Хелм, Польша) и в частных коллекциях.

Литература:
  • Выставка картин и рисунков К.Н.Редько. 1914–1926. Вст. статья А.А.Фёдорова-Давыдова. [Каталог] М., 1926;
  • В.Костин. ОСТ. Л., 1976;
  • Авангард, остановленный на бегу 1989;
  • Климент Николаевич Редько. 1897–1956. Вст. статья А.Антоновой. [Каталог] Л., 1990;
  • Неизвестный русский авангард 1992;
  • Великая утопия 1993;
  • Е.Ю.Дёготь. Русское искусство XX века. М., 2000;
  • Климент Редько и Соломон Никритин // Александр Лабас. Воспоминания. СПб., 2004.;
Сочинения:
  • Дневники. Воспоминания. Статьи. Cост. В.И.Костин. М., 1974;
  • Парижский дневник. Cост. Е.Скиба. М., 1992.;

Архивы:
  • РГАЛИ. Ф.677. Оп.1. Ед.хр.7392 (личное дело).;

Автор статьи: Л.Р.Пчёлкина