ПУНИН Николай Николаевич

Историк и теоретик искусства, художественный критик, педагог, один из организаторов системы художественного образования и музейного дела в СССР, автор более двухсот статей и монографий о русском, советском и зарубежном искусстве. Одна из ключевых фигур авангарда

В 1899 поступил в Царскосельскую классическую гимназию, где директором был И.Ф.Анненский. После её окончания с серебряной медалью в 1907 поступил на юридический факультет Петербургского университета, а вскоре перешёл на историческое отделение историко-филологического факультета. На рубеже 1910-х знакомится с графом В.А.Комаровским. К этому же времени относится его знакомство с Н.П.Сычёвым. В 1914 окончил университет по специальности «история искусств» у профессора Д.В.Айналова, представив зачётное сочинение «Черты античности в пейзаже Джотто». В 1913 П.И.Нерадовский, заведовавший Художественным отделом Русского музея, по рекомендации графа Комаровского пригласил Пунина, тогда ещё студента, на работу в только создаваемый Отдел христианских древностей. Пунин выступил одним из организаторов этого отдела. В том же году в журнале «Аполлон» была опубликована его первая искусствоведческая статья «К проблеме византийского искусства». Редактор «Аполлона» С.К.Маковский открыл в лице Пунина блестящего писателя об искусстве, и тот стал сотрудником журнала. Среди публикаций в «Аполлоне» надо особо выделить ряд статей: «Андрей Рублёв» (1915), «Японская гравюра» (1915), «Рисунки нескольких “молодых”» (1916). В редакции этого журнала в 1913 Пунин познакомился с А.А.Ахматовой.

В 1913–1916 Пунин был членом редакционной комиссии сборников «Русская икона», где им была опубликована среди прочих статья «Записки об иконах из собрания Н.П.Лихачёва», а также редактировал отдел искусства журнала «Северные записки».

Начиная с 1914, участвует во встречах, происходивших в квартире К.С.Исакова, располагавшейся в здании АХ («Квартира № 5»), где в это время собирался кружок молодых художников, поэтов и музыкантов, среди которых – Н.И.Альтман, Л.А.Бруни, А.С.Лурье, П.И.Львов, О.Э.Мандельштам, П.В.Митурич, Н.А.Тырса. Периодически в этих встречах участвовали В.В.Хлебников, В.В.Маяковский, О.В.Розанова, В.Е.Татлин, Н.А.Удальцова и многие другие. С этого момента начинается многолетняя тесная дружба Пунина с Бруни, Митуричем, Львовым, В.В.Лебедевым.

В начале 1917 Пунин, к тому времени автор уже более шестидесяти статей и рецензий по искусству, вступил в федерацию общества «Свобода искусству» и принимал активное участие в работе выборных органов СДИ, куда входили представители всех художественных группировок. В ноябре 1917 Пунин попытался установить взаимодействие СДИ с большевистским правительством, передав руководству СДИ мнение наркома просвещения А.В.Луначарского о необходимости государственного управления художественной жизнью страны. Союз отнёсся к этой идее враждебно.

В декабре 1917 Луначарский привлёк Пунина к сотрудничеству, и в январе 1918 был создан Отдел Изо НКП, возглавляемый Д.П.Штеренбергом. Пунин принимал самое активное участие в создании отдела, а затем в его работе, был заместителем главы отдела, заведующим литературно-издательской деятельностью. После отъезда Штеренберга в Москву Пунина назначают заведующим петроградским Отделом Изо. По его инициативе на заседаниях отдела велись стенограммы, которые стали уникальными документами того времени. Участвовал в разработке и осуществлении плана монументальной пропаганды.

В качестве комиссара Русского музея (с весны 1918) и Эрмитажа (с июня 1918) Пунин занимался разработкой концепций реорганизации экспозиции музеев, которые легли в основу их дальнейшего развития, а также был одним из инициаторов возвращения в Петроград эвакуированных в Москву экспонатов этих музеев. Был комиссаром Петроградских ГСХУМ (реорганизованных при его участии на основе АХ), состоял постоянным членом Петроградской коллегии по делам искусств и художественной промышленности, был депутатом Петроградского Совета.

В конце 1918 – марте 1919 Отдел Изо выпускал газету «Искусство коммуны». Пунин был её главным редактором и, наряду с О.М.Бриком, Маяковским, К.С.Малевичем, В.Б.Шкловским, И.А.Пуни, Альтманом, – одним из активных авторов.

3 августа 1921 Пунина арестовали одновременно с большой группой лиц, подозреваемых в причастности к «Петроградской боевой организации»; через три недели почти шестьдесят арестованных, среди которых был поэт Н.С.Гумилёв, были расстреляны. Пунина выпустили на свободу после месячного заключения, во время которого ему не было предъявлено никаких обвинений. Осенью 1921 Отдел Изо расформировали. По словам Пунина, после этих событий «кончился роман с революцией» и он навсегда ушёл от административной работы в органах власти.

Свою деятельность как педагог Пунин начинает в 1918 чтением лекций по истории и теории искусства на Северных областных педагогических курсах. В 1919–1925 читает курс «История художественных форм» в Петроградских ГСХУМ–Вхутеине, в 1923–1925 – курс «Введение в изучение художественных форм» на археологическом отделении Ленинградского университета. В 1920 опубликовал «Первый цикл лекций, читанный на краткосрочных курсах для учителей рисования».

С 1921 по 1934 основная деятельность Пунина связана с Русским музеем – он хранитель музея, член Учёного совета, учёный секретарь Художественного отдела, заведующий Отделом рисунка.

В 1923–1925 заведовал Художественным отделом ГФЗ, куда привлёк Малевича, О.А.Судейкину, Татлина, С.В.Чехонина для создания серии агитфарфора. В 1925–1926 состоял членом Художественного совета Декоративного института, где возглавлял отдел экспериментального изучения плаката. С 1925 – член-учредитель Ленинградского общества социологии и теории искусства.

В 1920–1922 были опубликованы несколько работ, посвящённых творчеству Татлина – «Памятник III Интернационала», «Татлин (Против кубизма)», «Татлинова башня» – и Лебедева – «Русский плакат 1917–1922. Вып. В.В.Лебедев», «“Слонёнок” (О рис. В.В.Лебедева)».

В 1921 в Петрограде открылся МХК. Пунин был одним из инициаторов его создания и в дальнейшем входил в состав постоянной музейной комиссии. После образования на базе МХК в 1923 Гинхука (организатором и директором которого стал Малевич) Пунин заведовал отделом общей идеологии и входил в состав Учёного совета.

Пунин как теоретик и историк нового искусства многому научился у художников: в беседах с Татлиным во время работы над монографией о нём, с Н.Ф.Лапшиным при обсуждении важнейшей пунинской статьи «Обзор новых течений в искусстве Петербурга» (1923). Отделение новейших течений Пунин рассматривал как своего рода музей в музее, где он старался быть объективным в отборе вещей и в устройстве музейной экспозиции. Он организовал выставку москвичей А.Д.Древина и Н.А.Удальцовой. К концу 1920-х Отделение новейших течений превратилось в ведущий центр современного искусства.

После слияния в 1926 Гинхука с ГИИИ и до 1931 Пунин был его научным сотрудником, учёным секретарём и председателем Комитета современного изобразительного искусства. На Высших государственных курсах искусствознания при ГИИИ он читает курс лекций по западноевропейскому искусству Нового и новейшего времени. После разгрома в 1926 коллекции Гинхука усилиями Пунина были переданы в Русский музей и легли в основу уникального собрания созданного им Отделения новейших течений.

В 1927 по предложению Луначарского Пунина командируют в Японию в качестве генерального комиссара выставки «Искусство новой России», организованной ВОКС совместно с Наркомпросом. Выставка проходила в Токио, Осаке и Нагое. На плечи куратора легло формирование концепции выставки, отбор произведений, развеска и многочисленные организационные вопросы. После возвращения из Японии Пунин устраивает в Русском музее персональную выставку Лебедева и совместную – Удальцовой и Древина.

В 1929 выступает одним из организаторов, вдохновителей и основным экспозиционером выставки П.Н.Филонова в Русском музее, которая просуществовала с осени 1929 по декабрь 1930, но так и не была открыта для публики. В 1934, после убийства С.М.Кирова, из-за доноса был вынужден уйти из Русского музея.

В эти годы вышли в свет его работы «Новейшие течения в русском искусстве» (1927–1928), о революционном плакате, о творчестве Чехонина (1923), А.Е.Карёва (1927), Лебедева (1928), Тырсы (1928) Нико Пиросмани (1930), а также статья «Искусство примитива и современный рисунок» (1930). Кроме того, были написаны статьи о творчестве П.В.Кузнецова, М.С.Сарьяна, К.С.Петрова-Водкина, опубликованные только в 1976. В эти же годы была написана основная часть мемуаров «Искусство и революция».

В 1935 по доносу студента университета А.П.Борина, утверждавшего, что Пунин «является участником и вдохновителем контрреволюционной, террористической группы студентов», Пунина арестовали. Благодаря личному обращению Ахматовой (которая в это время была его женой) с письмом к Сталину, через неделю был освобождён.

В 1932–1946 – доцент, профессор, заведующий кафедрой истории искусств ВАХ, один из организаторов искусствоведческого факультета Академии. Читал курсы истории западноевропейского искусства и анализа художественных произведений, был постоянным рецензентом дипломных работ живописного факультета Академии. В 1937–1941 одновременно с работой в ВАХ – профессор ЛИИКС.

В 1940 под редакцией Пунина вышел в свет учебник «История западноевропейского искусства (III–XX века). Краткий курс», в котором Пуниным написаны предисловие (совместно с А.С.Гущиным) и разделы «Искусство эпохи Возрождения», «Искусство эпохи барокко» (совместно с М.В.Доброклонским и В.Ф.Белявской), «Искусство Нового и Новейшего времени» (совместно с В.Я.Бродским). По свидетельству А.Н.Изергиной, этот учебник на протяжении многих десятилетий оставался для студентов и специалистов единственной программной книгой по искусству, несмотря на то что был запрещён и изъят из библиотек.

В 1942 Пунин эвакуирован вместе с АХ в Самарканд, где продолжал преподавать. Весной 1944 во время нахождения АХ в Загорске разгорается конфликт Пунина с М.К.Каргером, основанный на непринятии последним какой-либо принципиальной научной критики, а также его претензий на пост заведующего кафедрой.

Вернувшись из эвакуации летом 1944, Пунин вступил в ЛОСХ, где многократно выступал в живописной секции и секции искусствоведов и критиков, а также на общих собраниях ЛОСХ и обсуждениях выставок. Стал профессором только что созданной кафедры истории искусства ЛГУ, читал курсы по истории западноевропейского искусства, русского искусства XIX века, спецкурсы о творчестве русских и западноевропейских мастеров, вёл занятия по анализу художественных произведений.

В 1945 в результате происков Каргера доклад Пунина «Задачи советского искусствознания», подготовленный для заседания искусствоведческой кафедры АХ, был запрещён как «оппозиционный», а затем разрешён для сообщения только в профессорской аудитории с запретом присутствовать студентам и аспирантам.

В апреле 1945 Пунин выступает в ЛОСХ с докладом на тему «Импрессионизм и картина». В 1945 на перевыборах правления ЛОСХ выступил против кандидатуры председателя ЛОСХ, лауреата Сталинской премии В.А.Серова. В репрессивной атмосфере, созданной постановлением ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», борьбой с «низкопоклонством перед Западом» и «формализмом в советской культуре», Серов развернул кампанию травли и дискредитации Пунина.

В эти годы Пунин работал над докторской диссертацией о творчестве А.А.Иванова, главы из которой впервые были опубликованы лишь в 1976.

Весной 1949 начинается открытая травля Пунина: в печати выходят статьи Серова «За дальнейший расцвет искусства» и К.С.Джакова «Формалисты и эстеты в роли критиков». 15 апреля 1949 Пунин был уволен из университета, как «не обеспечивающий идейно-политическое воспитание студенчества», а 26 августа арестован. В свидетельских показаниях, сохранившихся в деле Пунина, Серов обвинял его в буржуазной идеологии и в пропаганде «декаданса, развращённого упаднического искусства Запада и таких его представителей, как Сезанн, Ван Гог и другие». Особым совещанием при МГБ Пунин был осуждён на десять лет лагерей. В сентябре 1950 этапирован в лагерь для нетрудоспособных заключённых заполярного посёлка Абезь под Воркутой (Коми АССР), где одновременно с ним находились Л.П.Карсавин, А.А.Ванеев, В.М.Василенко, Ю.К.Герасимов. 21 августа 1953 Пунин скончался в лагерной больнице и был похоронен на лагерном кладбище в безымянной могиле под № Х–11.

Первым этапом в борьбе за возвращение имени учёного в ряд разрешённых и упоминаемых стал вечер, приуроченный к 80-летию со дня рождения Пунина, состоявшийся 18 декабря 1968 в помещении ЛОСХ.

Полностью реабилитирован постановлением прокуратуры РФ 29 декабря 2001.

Литература:
  • О Татлине. Сост. И.Н.Пунина и В.И.Ракитин. М., 1994 (2-е изд. 2001);
  • Мир светел любовью. Дневники. Письма. Сост., предисл., прим. и комм. Л.А.Зыкова. М., 2000.;
Сочинения:
  • В.И.Денисов // Аполлон. 1915. № 3;
  • Три художника. Рисунки Бориса Григорьева. Н.Сапунов. Последние произведения Н.Крымова // Аполлон. 1915. № 8–9;
  • Открытое письмо А.Бенуа // Речь. 1916. № 69. 11 марта;
  • Выставка современной русской живописи (Обзор) // Северные записки. 1916. Декабрь;
  • В защиту живописи (К «Выставке современной русской живопи­си» // Аполлон. 1917. № 1;
  • [совместно с Е.Полетаевым] Против цивилизации. Предисл. А.В.Луначарского. Пг., 1918;
  • В защиту свободы искусства // Петроградская правда. 1918. № 125. 16 июня;
  • О «Мистерии-буфф» В.Маяковского // Искусство коммуны. 1918. № 2. 15 декабря;
  • Левые – правые // Искусство коммуны. 1918. № 3. 22 декабря;
  • Футуризм – государственное искусство // Искусство коммуны. 1918. № 4. 29 декабря;
  • Коммунизм и футуризм // Искусство коммуны. 1919. № 17. 30 мая;
  • К новому искусству // Красная газета. 1919. № 278. 4 декабря;
  • Памятник III Интернационала. Пг., 1920;
  • Татлин (Против кубизма). М., 1921;
  • Обзор новых течений в искусстве Петербурга // Русское искусство. 1923. № 1;
  • Зангези // Жизнь искусства. 1923. № 20;
  • Русская живопись за последние восемь лет // Жизнь искусства. 1925. № 45;
  • Новейшие течения в русском искусстве. I. Традиция новейшего русского искусства. Л., 1927;
  • Новейшие течения в русском искусстве. II. Предмет и культура. Л., 1928;
  • Владимир Васильевич Лебедев. Л., 1928;
  • Импрессионистический период в творчестве М.Ф.Ларионова // Материалы по русскому искусству. Т. 1. Л., 1928;
  • Отделение новейших течений в искусстве. Его образование и задачи // Отчёт Государственного Русского музея за 1926 и 1927. Л., 1929;
  • Нико Пиросманишвили. Л., 1932;
  • История западноевропейского искусства (живописи и скульптуры). Конспект лекций. Л., 1938;
  • Русское и советское искусство. М., 1976.;

Автор статьи: П.П.Зыков