Попова родилась в богатой купеческой семье. Её отец Сергей Максимович Попов, владелец суконных фабрик, был покровителем искусств, любителем театра и музыки. Мать Любовь Васильевна (из рода Зубовых) также принадлежала к богатому и просвещённому купеческому роду, в котором были коллекционеры, историки и деятели культуры. Брат Поповой Павел (в семье было четверо детей) после окончания Московского университета увлёкся философией и психологией, стал переводчиком и преподавателем.
Первым учителем рисования Поповой был друг отца, профессиональный художник К.М.Орлов. После недолгого пребывания в Ялте семья возвращается в Москву и поселяется в собственном особняке на Новинском бульваре (здесь Попова живёт до конца жизни). Окончив гимназию С.А.Арсеньевой (1906), учится на двухлетних общеобразовательных курсах А.С.Алфёровой по филологической программе университета (1906–1907).
В 1907 Попова поступает в студию С.Ю.Жуковского, а затем переходит в частную художественную школу К.Ф.Юона и И.О.Дудина, где знакомится с Л.А.Прудковской (они становятся подругами), её сестрой Н.А.Удальцовой, а также с А.А.Весниным и В.И.Мухиной. Летом 1908 и 1909 вместе с Прудковской работает в Красновидове, мечтая о создании собственной студии, и пишет небольшие пейзажи, демонстрирующие увлечение Ван Гогом и неопримитивизмом.
Важным фактом в формировании Поповой как художника стали поездки 1909–1911. В Киеве (лето 1909) её увлекли произведения древнерусской живописи и работы М.А.Врубеля. Весной 1910 вместе с семьёй она коротко посещает Италию, где увлечённо изучает (и зарисовывает) произведения итальянцев XIV и XV веков, особенно Джотто и Пинтуриккио. В июне 1911 Попова отправляется в Псков и Новгород, летом в Петербург, где впервые посещает Эрмитаж, осенью совершает поездки по старым городам – Ростов Великий, Ярославль, Суздаль, Юрьев-Польской, Переяславль и вновь – Киев. Старые мастера и древнерусские живописцы оказываются в центре её внимания.
Осенью 1911 вместе с Прудковской организуют студию в Антипьевском переулке в Москве. Вскоре к ним присоединились С.К.Каретникова, Удальцова, позднее В.Е.Пестель. В студии много работали над натурой, однако, как свидетельствуют современники, работа в этой студии не была особенно успешной.
Изучает новую французскую живопись в галерее С.И.Щукина. Её работы 1911–1912 сочетают влияние Сезанна и готического искусства, воспринятого через призму Врубеля.
Поездка в Париж (ноябрь 1912) в целях изучения кубизма стала логичным шагом в творческой эволюции Поповой. Вместе с Удальцовой, дружба с которой крепнет, посещает академию Ла Палет (см.: академии парижские), где преподавали знаменитые кубисты Жан Метценже, Анри Ле Фоконье. Возможно, что выбор учителей был продиктован также их известностью в России: произведения выставлялись в 1909–1910 в Салоне В.А.Издебского и на первых выставках «Бубнового валета» в 1910–1912. В Париже Попова подружилась с Мухиной, Б.Н.Терновцом, Изой Бурмейстер.
По возвращении в Москву летом 1913 создала кубофутуристическую серию композиций с обнажёнными фигурами («Композиция с фигурами». 1913. ГТГ (дар Г.Д.Костаки); «Человек+воздух+пространство» (1913. ГРМ), в которой методика французского кубизма прочно сплавлена с достижениями русского авангарда (в особенности влиявшего на Попову В.Е.Татлина). Как раз в это время Попова начинает работать в студии на Остоженке, 37 (так называемая «Моргуновка» – мастерская А.А.Моргунова, перешедшая к Татлину), устроенной по образцу парижских «академий». Здесь встречаются братья А.А и В.А.Веснины, А.В.Грищенко, Р.Р.Фальк, В.М.Ходасевич, В.И.Денисов, Н.Я.Серпинская и другие художники.
Выставочным дебютом для Поповой стала московская экспозиция «Бубнового валета» (февраль–март 1914). Но уже в конце марта 1914 художница уехала в Париж, откуда в середине апреля отправилась с подругами Мухиной и Бурмейстер в путешествие по Италии. Молодые художницы проехали Италию с севера на юг, две недели оставались в Риме. Их интересы имели широкий диапазон – от античности до Ренессанса, но особенно их привлекали итальянские живописцы, в частности Джотто и Гвидо да Сиена. Не остались без внимания и современные художники: по следам путешествия Попова написала посвящённый футуристам «Итальянский натюрморт» (1914. ГТГ).
Зимой 1914–1915 Попова в своей квартире на Новинском бульваре организовала «Еженедельные собрания по искусству».
В 1914–1916 художница сказала своё слово в кубофутуризме, который к середине 1910-х находился на пике развития (в основном благодаря К.С.Малевичу и Татлину). Это направление, ставшее результатом соединения французского кубизма и итальянского футуризма, отразили проходившие в Петрограде «первая» и «последняя» футуристические выставки: «Трамвай В» (февраль–март) и «0,10» (декабрь 1915 – январь 1916). На первой она выставила одиннадцать произведений, а на последней – шесть.
Три года работы в кубофутуризме были для Поповой очень продуктивными. Её основное внимание было привлечено к двум жанрам – натюрморту и портрету. Натюрморты, которых было написано около двух десятков, составляют серии (или циклы): «Гитары» (1915. ГРМ), «Скрипки» (1915. ГТГ), «Часы» (1914. Частная коллекция, Москва). Формально мотивы «гитар» и «скрипок» были заимствованы у Брака и Пикассо, но трактованы иначе. Серия портретов 1914–1915 (их известно около десяти) также несёт в себе некоторый отпечаток французского кубизма (работы Альбера Глеза или Хуана Гриса), но сходство ограничивается только техническими приёмами, а живопись «Бакалейной лавки» (1916) из ГРМ знаменует собой переход, ещё не окончательный, к беспредметности, когда цветовые плоскости почти освобождаются от сюжетной нагруженности. Но до того Попова кратковременно отдала дань всеобщему увлечению русских авангардистов – живописно-пространственному рельефу. Её «Кувшин на столе» (1915) – редкий сохранившийся пример пластической живописи. О другом подобном (не сохранившемся) произведении Попова написала, что это был «лабораторный опыт разрешения живописно-объёмного пространства – проблема параллельного разрешения вопроса пространства театрального» (Разбор вещей по фотографиям. ОР ГТГ. Ф.148).
1916 стал итоговым для Поповой – она приходит к своему собственному варианту беспредметной живописи, в которой динамически сочетались традиционные принципы древнерусской живописи (плоскостность, линейность) и самые «левые» приёмы авангарда, навеянные супрематизмом. Такого рода композиции получают название «живописной архитектоники» (1916–1918).
В марте 1916 принимает участие в выставке «Магазин», организованной Татлиным, а в ноябре–декабре – в выставке «Бубнового валета». Зимой 1916–1917 многие московские авангардисты приходят на собрания в квартиру Удальцовой (как и три года назад к Поповой). Там под предводительством Малевича формируется общество «Супремус» и его будущий журнал. Попова участвует в организации и финансировании этого предприятия.
Ещё одна дань влиянию Малевича и супрематизму – эскизы-коллажи для вышивок артели «Вербовка», организованной Н.М.Давыдовой. Они были показаны на второй выставке «Современное декоративное искусство» (декабрь 1917).
В марте 1918 Попова выходит замуж за историка искусства Б.Н. фон Эдинга, летом 1919 они уезжают в Ростов-на-Дону. Там оба заболевают тифом, и муж умирает. После перенесённой болезни и с пороком сердца Попова в ноябре возвращается в Москву и долго не может начать работать. В 1920 она возвращается к живописи и делает ряд «Живописных конструкций» («Живописная конструкция». 1920. ГТГ; «Конструкция с белым полумесяцем». 1920–1921. ГТГ и частная коллекция).
Её живописная эволюция завершается циклом «Пространственно-силовых построений» (1921), после которого Попова оставляет занятия живописью. В 1918–1921 её работы экспонируются на 1-й выставке Профессионального союза художников-живописцев Москвы (1918), на 5-й и 10-й государственных выставках (1918–1919), на 3-й выставке картин (1919. Рязань) и на 1-й государственной выставке искусств и науки (1920. Казань).
С 1920 Попова погружается в преподавательскую и теоретическую деятельность. С ноября 1920 преподаёт во Вхутемасе (до конца 1923), участвует в организации обучения на Основном отделении. С того же времени (и до конца жизни) работает в Инхуке, сначала в секции монументального искусства (1920), затем в рабочей группе «Объективный анализ» (или группа обжективистов; 1920–1921). Сближается с конструктивистами и участвует в выставке «5×5=25» в Москве (1921)
В соответствии с собственным высказыванием, что «деятельность современного художника неизбежно протекает в пределах конкретного производства» (Адаскина 2011. С.183), с 1923 окончательно переходит в производственное искусство. Продолжает работу в полиграфии, начатую в 1921 (обложки, журнальные иллюстрации, плакаты), с 1923 делает эскизы тканей для Первой ситценабивной фабрики, проектирует женскую одежду.
Значителен вклад Поповой в театрально-декорационное искусство: она стала одним из создателей театрального конструктивизма (Конструктивизм театральный).
Жизнь Поповой оборвалась внезапно в 1924 – она заразилась скарлатиной от пятилетнего сына и умерла через два дня (25 мая) после его смерти (23 мая).
Большинство произведений Поповой было собрано Костаки и в настоящее время сосредоточено в собраниях ГТГ и ГМСИ.
Литература:Архивы:
- Д.В.Сарабьянов. Обретая гармонию. К 100-летию со дня рождения Л.С.Поповой // Искусство. 1989. № 5;
- Н.Адаскина. Мастер русского авангарда. К 100-летию со дня рождения Л.С.Поповой // Творчество. 1989. № 5;
- Дмитрий Сарабьянов. Любовь Попова. Живопись. М., 1994;
- Charlotte Douglas. Liubov Popova’s Spatial Force Constructions // Liubov Popova. Rachel Adler Gallery. [Catalogue] New York, 1985;
- Dmitri Sarabianov, Natalia Adaskina. Popova. Paris, 1989. New York, 1990;
- Л.С.Попова. 1889–1924. Выставка произведений к столетию со дня рождения. Тексты: Д.В.Сарабьянов, Н.Л.Адаскина. ГТГ. [Каталог] М., 1990;
- Myuda Yablonskaya. Women Artists of Russia’s New Age 1900–1935. Place, 1990;
- Liubov Popova. [Catalogue] MoMA. New York. Text by Magdalena Dabrowski. 1991–1992;
- Н.Л.Адаскина. Любовь Попова. М., 2011.;
- ОР ГТГ. Ф.148.;