Символизм был основным стилевым стержнем, проходившим через неоклассицистические и реалистические периоды творчества Петрова-Водкина. Художник примыкал к авангарду участием в некоторых выставках, а также отдельными теоретическими положениями творческой концепции и педагогической методики. Хотя Петров-Водкин демонстрировал свои картины главным образом на выставках «Мира искусства» и по многим позициям разделял идеи участников объединения, творчество мастера не могло не соотноситься в глазах публики и с выступлениями авангардистов. У зрителей и большой части критики он имел репутацию новатора, в газетном очерке его однажды назвали «молодым ультрапередовым художником».
Сутью творческой концепции художника является органичный сплав символизма и формализма – своеобразный символистский формализм. Эта концепция роднит его творческие установки с теоретическими положениями Андрея Белого и – уже не так явно – с теоретическими построениями В.В.Кандинского.
Но в отличие от многих современников его не увлёк путь формально-пластического эксперимента, при котором авторская воля часто заслоняет общезначимое содержание художественной формы. В лучших работах 1910-х Петров-Водкин смог воплотить переживания, восходящие от смутного бессознательного уровня, в ясные образы, ориентированные на исторические культурные ассоциации, а потому открытые для восприятия.
Эту ясность и общезначимость образов художник искал во всём объёме мировой культуры. Он добивался синтеза приёмов разных живописных традиций, выбор которых в процессе создания картин непосредственно сливался с новаторской трансформацией форм по той же логике, по которой Пабло Пикассо использовал для своих полотен африканские маски. Разность задач определяла и результат – образы Пикассо в ту пору программно вырывались из европейской традиции, картины русского художника возвращали зрителя в круг европейской культуры.
В 1910-е Петров-Водкин программно сохранял принципы европейского искусства Нового времени, важнейшим из которых был гуманизм. Позднее, в период ухода со сцены авангардных тенденций, в годы нарастания натурализма, возврата к академизму, отказу от пластической выразительности в пользу литературно-сюжетного смысла живописных произведений, художник горячо отстаивал принцип содержательности формы. Вместе со своими единомышленниками по группе «4 искусства» он оказался хранителем открытий в области формы, завещанных авангардом.
Своими учителями Петров-Водкин называл преподавателей МУЖВЗ К.Н.Горского, Н.А.Касаткина и Л.О.Пастернака, но важнейшим для себя, как известно, считал В.А.Серова. Немалую роль в становлении художника играли дружба и творческие контакты с однокашниками по московскому училищу П.В.Кузнецовым, П.С.Уткиным и М.С.Сарьяном. Существенным было для Петрова-Водкина творческое и человеческое влияние В.Э.Борисова-Мусатова.
Художественное образование он получил также в мюнхенской школе Антона Ашбе, (обучался в апреле–июле 1901) и в Париже в частной академии Филиппо Коларосси, где занимался главным образом рисованием с натуры.
В середине 1910-х Петров-Водкин пишет рассказы и пьесы, одна из которых («Жертвенные») была в марте 1906 поставлена в Передвижном театре П.П.Гайдебурова. Тогда же символизм становится основным направлением в творчестве мастера не только в литературе, но и в живописи, где он претворяется в пластические формы неоклассицистической трактовки. На протяжении 1910-х искусство Петрова-Водкина впитало в себя традиции итальянского Ренессанса, древнерусской иконописи и фрески, открытия А.А.Иванова и таких парижских новаторов, как Поль Гоген и Анри Матисс. Счастливым даром художника была способность претворять многообразие пластических приёмов в собственный органичный и оригинальный язык.
Петров-Водкин, умело формулируя результаты своих художественных экспериментов, выработал некоторые теоретические положения, которые в дальнейшем сознательно использовал в пластическом творчестве и педагогике. Наиболее известны его теория «планетарного видения», элементом которой была «сферическая перспектива», и классификация колористических систем, существующих в мировом искусстве, вылившаяся в концепцию индивидуального «трёхцветного спектра». Он охотно выступал с публичными лекциями и статьями, в которых пропагандировал свои художественные взгляды. Лекции собирали большую аудиторию и вызывали оживлённую полемику.
Преподавание было важной частью творческой деятельности Петрова-Водкина. В частности, с сентября 1910 по 1916 он преподавал в частной художественной школе Е.Н.Званцевой, где учились многие будущие авангардисты. С 21 июня по 23 августа 1918 и позднее в марте 1919 преподаёт рисунок на Курсах мастерства сценических постановок, организованных В.Э.Мейерхольдом. 30 января 1918 Советом АХ был избран профессором и работал в Академии до 1932. Преподавательская деятельность Петрова-Водкина отличалась новаторством собственных методов и реформаторскими начинаниями на посту декана живописного факультета АХ.
Работал в Комиссии по делам искусств (Особое совещание по делам искусств при Временном правительстве). 31 марта 1920 избран членом Совета Вольфилы.
Петров-Водкин был постоянным участником выставок «Мира искусства» (с 1911), СРХ (1909–1910) и многих других; в 1910 экспонировал свои работы на выставке «Союза молодёжи» (1910). В 1909 в Петербурге состоялась первая его персональная выставка «Париж–Бретань–Пиренеи–Африка».
Литература:Сочинения:
- С.Маковский. Выставка К.С.Петрова-Водкина в редакции «Аполлона» // Аполлон. 1909. №3;
- А.Ростиславов. Живопись Петрова-Водкина // Аполлон. 1915. №3;
- М.Шагинян. К.С.Петров-Водкин (Эскизы к монографии) // Русское искусство. 1923. №1;
- В.И.Костин. Петров-Водкин. М., 1966;
- Н.Адаскина. Петров-Водкин. М., 1970;
- В.Ракитин. Петров-Водкин. М., 1971;
- Dušan Konečny. Kuzma Sergejeevic Petrov-Vodkin. Praha, 1972;
- Н.Адаскина. Педагогическая система К.С.Петрова-Водкина // ГТГ. Очерки по русскому и советскому искусству. Статьи, публикации, хроника. Л., 1974;
- Н.Адаскина. Диалог с натурой: Проблема натюрморта в творчестве К.С.Петрова-Водкина // Советская живопись’78. М., 1980;
- О.А.Тарасенко. Значение овручских росписей в творческом самоопределении К.С.Петрова-Водкина // Панорама искусств 5. М., 1982;
- Н.Л.Адаскина. «Право человека быть божественным…»: место и значение религиозных мотивов в творчестве К.Петрова-Водкина // Библия в культуре и искусстве. Сб. статей. М., 1996;
- Е.Грибоносова-Гребнева. Творчество К.С.Петрова-Водкина и западноевропейские «реализмы» 1920–1930-х. М., 2010.;
- Поездка в Африку // На рассвете. 1910. Казань. Вып.1;
- Моя повесть. 1-я часть: Хлыновск. 2-я часть: Пространство Эвклида. Л., 1930–1932;
- К.С.Петров-Водкин. Письма. Статьи. Выступления. Сост., вст. статья и комм. Е.Н.Селизаровой. М., 1991.;
Архивы:
- РГАЛИ. Ф.2010;
- ОР ГРМ. Ф.105.;