ОСМЁРКИН Александр Александрович

Живописец, художник театра, педагог. Недолго примыкал к «Бубновому валету», но был верным последователем живописных традиций общества

Родился в семье землемера из крестьян. Уже в годы учения в Елисаветградском реальном училище (август 1902 – май 1910) рисовал и увлекался театром (участвовал в любительских спектаклях). Недолго посещал петербургскую Школу ОПХ (1910), а в январе 1911 поступил в КХУ, которое покинул по собственному желанию в сентябре 1913. В это время подружился с И.М.Рабиновичем и Н.М.Фореггером.

Осенью 1913 переехал в Москву, посещал студию живописи и рисунка И.И.Машкова (до весны 1915). В «Автобиографии» Осмёркин пишет, что принимал участие в московской выставке «Бубнового валета» (Осмёркин 1981. С.63), однако в каталоге его фамилия не значится (возможно, участвовал в качестве экспонента). Тем не менее художник был прав, когда назвал себя «кровным сыном “Бубнового валета”» (Осмёркин 1981. С.133). Именно в Москве он увидел живопись «бубновых валетов» и вдохновился ею. Там же познакомился с Г.Б.Якуловым, «встретился с Бурлюком, Татлиным, Грищенко, Ларионовым, Гончаровой, но верным остался “бубновалетцам”» (Осмёркин 1981. С.62). Написанная в эти годы «Обнажённая на фоне персидской набойки» (1914–1915. Ранее в коллекции А.Ф.Чудновского) свидетельствует о влиянии Машкова.

В сентябре 1915 был призван в армию и до апреля 1917 находился в составе Чугуевского военного училища.

Накануне последней выставки «Бубнового валета» (ноябрь–декабрь 1917. Москва) ненадолго вошёл в общество, но в самóй выставке не участвовал. Вскоре вместе с ведущими художниками «Бубнового валета» принял участие в выставке «Мира искусства» (зима 1917–1918. Москва): «это было для меня, молодого, крупной победой и признанием со стороны самых взыскательных художников. Я был отмечен прессой и признан как художник» (Осмёркин 1981. С.63). Также участвовал в выставке «Свободное искусство» (1918. Москва). В октябре–ноябре 1918 руководил оформлением агитпоезда (по заказу военного отдела ЦИК). К первой годовщине революции сделал панно на здании бывшего Оперного театра С.И.Зимина.

Ещё в июне 1917 из военного училища был откомандирован в художественно-просветительный отдел МСРСД и работал над созданием Профессионального союза художников-живописцев Москвы. В мае–июле 1918 в составе Левой («молодой») федерации профсоюза участвовал в его первой выставке (Москва). Вскоре после выставки и раскола Левая федерация создала профсоюз художников-живописцев нового искусства (Ножив). Как его представитель был экспонентом 5-й государственной выставки картин (1919. Москва). Участвовал также в 1-й государственной выставке искусства и науки в Казани (1920).

В период 1918–1921 складывается зрелый стиль художника, в котором элементы кубизма сочетаются с ярко выраженной сезаннистской палитрой («Натюрморт с палитрой». 1920. ТОХМ; «Парк». 1920. Частная коллекция; «Портрет Е.Т.Барковой (Жена в розовом)». 1921. ГРМ; «Натюрморт с черепом». 1921. ГРМ). В 1919–1920 его произведения были приобретены для МЖК.

Осмёркин начинает преподавательскую деятельность осенью 1918, когда по приглашению П.П.Кончаловского занимает должность ассистента мастерской А.А.Моргунова во II ГСХМ (до апреля 1919). С лета 1919 становится профессором I ГСХМ. Затем преподавал во Вхутемасе–Вхутеине (1920–1930). В 1919–1920 преподаёт в Высшей школе военной маскировки.

В начале 1918 в Пятигорске оформил спектакли «Жертва» О.Дымова и «Два Пьеро» Эдмона Ростана. Участвовал в постановках Театра культов «Изида» (Москва), в частности, оформил там спектакль по пьесе А.П.Каменского «Леда». В августе 1918 по приглашению Кинокомитета НКП работал как художник над фильмом «Мильда и Зайла». Осенью вместе с Фореггером и В.В.Каменским организовал театр «Московский балаган». В 1919–1920 работал над оформлением спектакля по пьесе Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна» в Вольном театре.

Оставаясь верным традициям «Бубнового валета», Осмёркин вместе с другими членами общества вошёл в состав обновлённого «Мира искусства» и участвовал в двух его выставках (лето–ноябрь 1921 и январь 1922). «В искании синтеза в то время, особенно с 1923, стал для меня центром П.Сезанн <...> Излечивался от “болезни левизны”» (Осмёркин 1981. С.65).

Важным этапом в эволюции в сторону реализма стало для Осмёркина участие в «Выставке картин» (1923. Москва), которая оказалась программным выступлением живописцев бывшего «Бубнового валета». Также художник был экспонентом «Первой русской художественной выставки» (1922. Берлин), «Выставки картин, организованной Российским обществом Красного креста» (1924. Москва), «Художественной выставки картин современных московских и местных художников» (1925. Рязань).

Вошёл в общество «Московские живописцы», участвовал в выставке этого объединения (1925), вместе с Кончаловским и А.В.Куприным в 1926 перешёл в общество «Бытие». В 1926–1927 с группой молодых художников вышел из «Бытия» и организовал объединение «Крыло», первая выставка которого открылась 27 февраля 1927. В 1927–1928 стал одним из членов-учредителей ОМХ, затем секретарём и членом выставочного комитета общества.

С конца 1920-х начал писать реалистические пейзажи, портреты и натюрморты, а также заказные картины на революционные темы. Участвовал в многочисленных выставках в СССР и за рубежом. Продолжал преподавательскую деятельность (1932–1947). В 1948 был подвергнут критике «за формализм».

Литература:
  • А.Дейнека. Творческая жизнь. Выставка А.Осмёркина // Творчество. 1959. №12;
  • А.Никич. Об А.А.Осмёркине // Искусство. 1973. №9;
  • Л.И.Усольцева. Александр Осмёркин. Л., 1978;
  • Осмёркин 1981;
  • Крусанов. Т.II. Кн.1.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов