НЮРЕНБЕРГ Амшей Маркович

Живописец, график, педагог. Один из лидеров ОНХ в Одессе

Отец художника держал рыбную лавку. В семье было десять детей. Старший Амшей, окончив школу в Елисаветграде, уехал в Одессу. В 1904–1909 учился в ОХУ у К.К.Костанди. В 1911–1912 занимался в частных парижских академиях вместе с М.З.Шагалом, Пинхусом Кременём, И.Е.Маликом. Участник выставок ТЮРХ (1908), Весенних (1913, 1914) и ОНХ (1917–1919). Одесские критики воспринимали Нюренберга как представителя «крайне революционного направления в искусстве», писали о нём как об одном из серьёзных «адептов новой живопи­си, продекларированной Парижем» (М.Радвиг. Евреи-художники на выставке «независимых» // Еврейская мысль. 1919. №1–2. Ст. 40). В ранний период творчества в 1910–1917 испытал влияние живописи Анри Матисса и Поля Гогена. Произведения «Алые паруса» (1910), «Паруса» (начало 1910-х), «Завтрак Саломеи» (1911) и «Пир Саломеи» (1915), «Охота. Античный мотив» (1912), «Симфония» (1917) демонстрируют значительное влияние фовистской живопи­си Матисса. Нюренберг писал в мемуарах: «Я наблюдал Матисса в первые годы его блистательного взлёта (1911–1912). Весь молодой Париж жил тогда его вкусом, умом, его живописной культурой. Кто из нас в молодости не был обязан ему своей яркой палитрой? Кто из нас не писал натюрморты и пейзажи, вдохновляясь его волнующим и покоряющим колоритом? Матисс нас вдохновлял и учил» (Амшей Нюренберг. Одесса–Париж–Москва. Воспоминания художника. С.528).

В 1918–1919 Нюренберг руководит Свободной мастерской станковой и декоративной живописи и скульптуры. Во второй половине 1910-х переходит к кубистическим экспериментам в области формы в духе Поля Сезанна и раннего Андре Дерена. К этому времени относятся его картины «Белые паруса» и «Купальщики» (обе – 1916), «Натюрморт с черепом» (предположительно 1918, период Свободной мастерской), а также шарж на мецената Я.А.Перемена (1918) при участии членов ОНХ. В 1919 заведовал отделом искусств и губкомиссии музеев в Одессе, был одним из руководителей оформления города к 1 мая, в котором участвовали художники ОНХ, А.А.Экстер, М.А.Волошин. В июне–июле 1919 организовал вместе с П.Н.Мамичевой 1-ю Народную выставку картин, плакатов, вывесок и детского творчества. Осенью 1919 уехал из Одессы.

В 1920 в Москве работает в Окнах РОСТА с В.В.Маяковским. За это время он изготовил около двухсот агитационных сатирических «окон». В это же время Нюренберг сделал ряд портретов Маяковского, которые легли в основу серии «Маяковский в РОСТА». Член объединений НОЖ (1921), «Московские живописцы» (1925), АХРР–АХР (1926–1929). В 1922–1924 преподавал во Вхутемасе, читал лекции по современному западному искусству. В 1924 вместе с Р.Р.Фальком и А.В.Шевченко участвовал в выставке акварелей и рисунков. 1922–1925 – художественный рецензент газеты «Правда». В 1927 был командирован А.В.Луначарским в Париж для чтения лекций о советском искусстве и изучения французского искусства. В 1927 выставлялся в парижском Осеннем салоне. В 1930-е участвовал в организации МОСХ. В 1941 – эвакуация в Ташкент, в 1943 вернулся в Москву. Выполнял работы для Музея революции. Автор воспоминаний о Маяковском, Э.Г.Багрицком, И.Э.Бабеле, П.П.Кончаловском, А.А.Осмёркине и др.; автор статьи «О детском творчестве» (1918, под псевдонимом Нюрэн), монографии «Сезанн» (М., 1923). Художник дожил до глубокой старости. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Картины и рисунки Нюренберга находятся в собраниях ГТГ, ГМИИ, ОХМ, ГММ, РГБ, ГМИ РК, в Фонде «Украинский авангард» (Киев) и других музеях и частных коллекциях.

Участвовал в выставках ТЮРХ (1908. Одесса); Осенней (1916. Одесса); ОНХ (1917–1919. Одесса); 1-й Народной выставке картин, плакатов, вывесок и детского творчества (1919. Городской музей изящных искусств, Одесса); памяти Т.Г.Шевченко (1920. Одесса); НОЖ (1922. Москва); рисунков и акварелей совместно с Р.Р.Фальком и А.В.Шевченко (1924. Государственная Цветковская художественная галерея, Москва); Осенний салон (1927. Париж); «Окна сатиры РОСТА» (1929. ГТГ); Биеннале (1932. Венеция); «Индустрия социализма» (1939. Москва); Нукусского музея (1988. ГМИНВ); братьев Амшея Нюренберга и Давида Девинова-Нюренберга (2004. Галерея «Ковчег», Москва); «Одесские парижане» (2006. Музей русского искусства им. М. и Мих. Цетлиных, Рамат-Ган, Израиль); произведений из коллекции Я.А.Перемена (2010. Музей искусств имени Варвары и Богдана Ханенко, Киев). Персональные выставки (1945, 1961, 1979 (посмертно). Москва; 1963. Одесса).

Литература:
  • О.Барковская, Г.Богуславская. Одесские «независимые» // Чёрный квадрат над Чёрным морем: Материалы к истории авангардного искусства Одессы. ХХ век. Сост. Е.М.Голубовский, Т.В.Щурова;
  • гл. ред. О.Ф.Ботушанская. Одесса, 2001;
  • Амшей Нюренберг. Одесса–Париж–Москва. Воспоминания художника. Подготовка текста О.Тангян-Трифоновой. Иерусалим–Москва, 2010;
  • Одесские парижане 2006;
  • Общество независимых художников 2012.;

Автор статьи: Леся Войскун