НИКРИТИН Соломон Борисович

Живописец, график, монументалист, теоретик искусства, театральный художник, режиссёр, дизайнер-оформитель. Лектор, педагог. Лидер и идеолог одного из направлений «левого» крыла авангарда – проекционизма

В биографической литературе о художнике встречаются разные сведения, дата рождения – 30 ноября по старому стилю – установлена по архивным документам ГТГ.

Родился в еврейской семье. В 1902 семья переехала в Киев. С 1909 по 1914 учился в КХУ у А.А.Мурашко. По окончании училища покровительство А.А.Экстер и М.Горького помогло художнику продолжить образование в Москве в частной студии М.В.Леблана и Л.О.Пастернака (1915–1916), а также в Петрограде – в «Новой художественной мастерской М.Д.Гагариной» у А.Е.Яковлева, М.В.Добужинского и Е.Е.Лансере (1917). Впервые выставил шесть работ на московской выставке «Свободное искусство» (26 декабря 1916–8 января 1917). Его «Семейный портрет» и один из этюдов приобрела Е.П.Пешкова. В эти же годы Никритин сотрудничал с издательствами «Театральной газеты» (редактор Э.М.Бескин) и журнала «Театр и искусство» (редактор А.Р.Кугель) в качестве художника-иллюстратора. Был приглашён московским режиссёром В.Л.Мчеделовым принять участие в оформлении дебютного спектакля 2-й студии МХТ «Зелёное кольцо» по пьесе З.Н.Гиппиус.

С.Б.Никритин. Суд народа. 1934. Холст, масло. 142×142. ГТГ
С.Б.Никритин. Прощание с мёртвым. 1926. Холст, масло. 87,5х131. ГТГ
С.Б.Никритин. Пролет 17. Станок 52. Кадр к изофильму «О комсомолке-строгальщице Анне Караваевой». 1930. Холст, масло. 67,5х58. НГХМ
0 / 0

Февральскую революцию 1917 Никритин принял как долгожданное «освобождение от всеобщей пошлости» (Автобиографические записи. Не датированы. ОР ГТГ. Ф.141. Ед.хр.37. Л. 9), но по причинам неустроенности был вынужден вернуться в Киев. Участвовал в организации киевской еврейской «Культур-Лиги» (1918–1919). Как монументалист занимался праздничными панно для оформления Крещатика, Театральной площади и здания Оперного театра в Киеве (1919 – начало 1920). В качестве художника-оформителя работал над спектаклем «Зори» Эмиля Верхарна и балетами Б.Ф.Нижинской (1920). В Киеве посещал частную студию Экстер (1918–1919), где изучал приёмы современной французской школы, основы отечественного авангарда. В эти годы записал много теоретических и философских размышлений о путях новой русской живописи, о станковой картине, разработал собственную мировоззренческую теорию Catio (о взаимосвязи вещей и явлений в новом художественном языке). В дальнейшем поиск своей «большой темы» и метода станет главным процессом в творческой биографии художника.

В мае 1920 при наступлении поляков Никритин эвакуируется из Киева. По письменной рекомендации Д.П.Штеренберга и А.В.Луначарского едет в Москву, где поступает во Вхутемас. Учился в мастерской В.В.Кандинского (1920–1921), затем у Штеренберга (1921–1922). Участвовал в конкурсе на оформление Красной площади к III конгрессу Коммунистического Интернационала (совместно с П.В.Вильямсом, Ю.А.Меркуловым). Проект был удостоен первой премии (1920–1921).

В 1921 формулирует оригинальную теорию проекционизма, противопоставив новое направление футуризму, супрематизму и конструктивизму. Группа проекционистов под его руководством получила название «Метод». Тогда же в стенах Вхутемаса Никритин организует Проекционный театр (один из первых абстрактных театров в России), которым руководил до 1926. В отличие от большинства членов группы «Метод» отказался стать членом ОСта, высказывал осуждение его идеологической платформы. С 1925 – руководитель аналитического кабинета МЖК, где проводил экспериментальную и публицистическую работу (аналитические исследования, выставки, лекции, доклады), работал над авторской методикой «тектонического» исследования живописи. После ликвидации МЖК руководил аналитическим кабинетом ГТГ (1928–1929). В 1929 назначен консультантом Изо при Главискусстве. Преподавал рисунок, живопись и цветоведение в художественно-педагогическом техникуме в Рязани (1929–1930). С 1931 Никритин зачислен на должность художника-редактора Политехнического музея. Член «Изобригады» (1931).

В 1932 теоретически обосновал принципы полиреализма – этот придуманный Никритиным термин обозначал многомоментность, запечатлённую в живописи или графике. Работал руководителем отдела изобразительного искусства Политехнического музея (1932–1934), входил в методическое бюро и экспозиционную комиссию, а также принимал участие в реорганизации работы музея, создал новый метод оформления выставок (по принципу сценария). В 1933 оформлял Центральный музей труда в Москве. В 1934 вступил в МОСХ. В 1936 после шумной критики Союзом его работы «Старое и новое» свои экспериментальные вещи 1920–1930-х нигде не выставлял.

С 1936 по 1941 Никритин – главный художник ВСХВ. Участвовал в оформлении московского ЦПКО им.М.Горького, ряда физкультурных парадов на Красной площади в Москве. Вместе с В.П.Ахметьевым и Л.М.Лисицким в качестве автора-проектировщика работал для Международной выставки в Нью-Йорке (1939). В начале войны эвакуировался из Москвы на Волгу в Куйбышев (ныне Самара), где работал в «Окнах ТАСС» (1941). В 1942 Никритин – младший сержант авиационно-технической части действующей армии. Работал в мастерской наглядной агитации. После войны спроектировал оформление ряда павильонов ВСХВ. Работал над живописной композицией «Возвращение к миру» (1945–1947). В 1950-е создавал вполне ординарные произведения на темы индустриализации, многочисленные портреты и пейзажи. Занимался изучением работ старых мастеров и интерпретацией их произведений исключительно для себя. В 1960-е участвовал лишь в одной выставке московских художников, писал многочисленные статьи и заметки о проблемах творчества и методологии исследования произведений искусства.

Никритин является ярким представителем той плеяды художников, которые не вписывались ни в метафизический авангард 1910-х, ни в зарождающийся соцреализм. Сформировавшись в период созревания и кризиса основных направлений авангарда в России, в 1920-е он создаёт теории, основанные на идеях Вильгельма-Фридриха Оствальда и А.А.Богданова (создателя науки «тектология») о новом энергетическом пространстве и системности мироздания. Изучая целый спектр современных наук, в том числе физику, психологию, историю теории и развития мирового театра, музыки и литературы, Никритин ищет универсальный метод, в рамках которого живописное полотно включало бы в себя не законченное сюжетное содержание или социальную идейность, но являло бы собой проекцию духовной практики самого художника. Никритин – художник эксперимента, художник процесса, который для него важнее, чем результат. Живописный язык Никритина близок идеям экспрессионизма, сюрреализма, его можно считать предвестником концептуальных направлений в искусстве.

Основные произведения художника 1920-х – первой половины 1930-х – «Конструкция» (1920–1922. ГТГ); графическая серия «Война» (1922–1924. ГТГ); «Тектоника» (1921. ГТГ; ГМСИ); «Прощание с мёртвым» (1926. ГТГ); «Человек и облако» (Середина 1920-х. ГМСИ); «Человек в цилиндре» (1927. ГМСИ); «Кричащая женщина» (1928. ГМСИ); «Суд народа» (1934. ГТГ); «Старое и новое» (1935. ГМИ РК).

Никритин экспонировался на таких выставках, как «Свободное искусство» (1916–1917. Москва); выставка в МЖК (1922. Москва), Первая русская художественная выставка (1922–1923. Берлин–Амстердам), 1-я Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (1924. Москва); выставка отчётных работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931. Москва).

Персональные выставки художника прошли в 1925, 1926, 1927 (МЖК); в 1956 и 1969 (МОСХ); совместно с В.П.Ахметьевым и Н.П.Прусаковым (1932. Москва). В 2004 состоялась выставка «Шары Света – станции Тьмы. Искусство Соломона Никритина (1898–1965) / Spheres of Light, Stations of Darkness. The Аrt of Solomon Nikritin (1898–1965)» (ГМСИ).

Произведения Никритина находятся в ГТГ, ГМИ РК, ГМСИ и частных коллекциях.

Литература:
  • Авангард, остановленный на бегу 1989;
  • Е.Ю.Дёготь. Русское искусство XX века. М., 2000;
  • Н.Адаскина. Соломон Никритин. Шары Света – станции Тьмы // Третьяковская галерея. 2004. №4;
  • Ш.Дуглас. Никритин и русский авангард. Москва–Киев–Москва. 1916–1924, И.Лейтес. Хроника жизни и творчества С.Б.Никритина // Шары Света – станции Тьмы. Искусство Соломона Никритина (1898–1965). ГМСИ, Салоники. [Каталог] Салоники, 2004;
  • Климент Редько и Соломон Никритин // Александр Лабас. Воспоминания. СПб., 2004;
  • Борьба за знамя 2008.;
  • ОСТ. Графика общества станковистов. Галерея «Элизиум». [Каталог] М., 2009;
  • Л.Пчёлкина. Соломон Никритин – художник «процесса». Неизвестные страницы русского авангарда 1920-х // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С.Г.Строганова. М., 2012.;
Архивы:
  • РГАЛИ. Ф.677 (личное дело);
  • ОР ГТГ. Ф.141 (автобиография).;

Автор статьи: Л.Р.Пчёлкина