В биографической литературе о художнике встречаются разные сведения, дата рождения – 30 ноября по старому стилю – установлена по архивным документам ГТГ.
Родился в еврейской семье. В 1902 семья переехала в Киев. С 1909 по 1914 учился в КХУ у А.А.Мурашко. По окончании училища покровительство А.А.Экстер и М.Горького помогло художнику продолжить образование в Москве в частной студии М.В.Леблана и Л.О.Пастернака (1915–1916), а также в Петрограде – в «Новой художественной мастерской М.Д.Гагариной» у А.Е.Яковлева, М.В.Добужинского и Е.Е.Лансере (1917). Впервые выставил шесть работ на московской выставке «Свободное искусство» (26 декабря 1916–8 января 1917). Его «Семейный портрет» и один из этюдов приобрела Е.П.Пешкова. В эти же годы Никритин сотрудничал с издательствами «Театральной газеты» (редактор Э.М.Бескин) и журнала «Театр и искусство» (редактор А.Р.Кугель) в качестве художника-иллюстратора. Был приглашён московским режиссёром В.Л.Мчеделовым принять участие в оформлении дебютного спектакля 2-й студии МХТ «Зелёное кольцо» по пьесе З.Н.Гиппиус.
Февральскую революцию 1917 Никритин принял как долгожданное «освобождение от всеобщей пошлости» (Автобиографические записи. Не датированы. ОР ГТГ. Ф.141. Ед.хр.37. Л. 9), но по причинам неустроенности был вынужден вернуться в Киев. Участвовал в организации киевской еврейской «Культур-Лиги» (1918–1919). Как монументалист занимался праздничными панно для оформления Крещатика, Театральной площади и здания Оперного театра в Киеве (1919 – начало 1920). В качестве художника-оформителя работал над спектаклем «Зори» Эмиля Верхарна и балетами Б.Ф.Нижинской (1920). В Киеве посещал частную студию Экстер (1918–1919), где изучал приёмы современной французской школы, основы отечественного авангарда. В эти годы записал много теоретических и философских размышлений о путях новой русской живописи, о станковой картине, разработал собственную мировоззренческую теорию Catio (о взаимосвязи вещей и явлений в новом художественном языке). В дальнейшем поиск своей «большой темы» и метода станет главным процессом в творческой биографии художника.
В мае 1920 при наступлении поляков Никритин эвакуируется из Киева. По письменной рекомендации Д.П.Штеренберга и А.В.Луначарского едет в Москву, где поступает во Вхутемас. Учился в мастерской В.В.Кандинского (1920–1921), затем у Штеренберга (1921–1922). Участвовал в конкурсе на оформление Красной площади к III конгрессу Коммунистического Интернационала (совместно с П.В.Вильямсом, Ю.А.Меркуловым). Проект был удостоен первой премии (1920–1921).
В 1921 формулирует оригинальную теорию проекционизма, противопоставив новое направление футуризму, супрематизму и конструктивизму. Группа проекционистов под его руководством получила название «Метод». Тогда же в стенах Вхутемаса Никритин организует Проекционный театр (один из первых абстрактных театров в России), которым руководил до 1926. В отличие от большинства членов группы «Метод» отказался стать членом ОСта, высказывал осуждение его идеологической платформы. С 1925 – руководитель аналитического кабинета МЖК, где проводил экспериментальную и публицистическую работу (аналитические исследования, выставки, лекции, доклады), работал над авторской методикой «тектонического» исследования живописи. После ликвидации МЖК руководил аналитическим кабинетом ГТГ (1928–1929). В 1929 назначен консультантом Изо при Главискусстве. Преподавал рисунок, живопись и цветоведение в художественно-педагогическом техникуме в Рязани (1929–1930). С 1931 Никритин зачислен на должность художника-редактора Политехнического музея. Член «Изобригады» (1931).
В 1932 теоретически обосновал принципы полиреализма – этот придуманный Никритиным термин обозначал многомоментность, запечатлённую в живописи или графике. Работал руководителем отдела изобразительного искусства Политехнического музея (1932–1934), входил в методическое бюро и экспозиционную комиссию, а также принимал участие в реорганизации работы музея, создал новый метод оформления выставок (по принципу сценария). В 1933 оформлял Центральный музей труда в Москве. В 1934 вступил в МОСХ. В 1936 после шумной критики Союзом его работы «Старое и новое» свои экспериментальные вещи 1920–1930-х нигде не выставлял.
С 1936 по 1941 Никритин – главный художник ВСХВ. Участвовал в оформлении московского ЦПКО им.М.Горького, ряда физкультурных парадов на Красной площади в Москве. Вместе с В.П.Ахметьевым и Л.М.Лисицким в качестве автора-проектировщика работал для Международной выставки в Нью-Йорке (1939). В начале войны эвакуировался из Москвы на Волгу в Куйбышев (ныне Самара), где работал в «Окнах ТАСС» (1941). В 1942 Никритин – младший сержант авиационно-технической части действующей армии. Работал в мастерской наглядной агитации. После войны спроектировал оформление ряда павильонов ВСХВ. Работал над живописной композицией «Возвращение к миру» (1945–1947). В 1950-е создавал вполне ординарные произведения на темы индустриализации, многочисленные портреты и пейзажи. Занимался изучением работ старых мастеров и интерпретацией их произведений исключительно для себя. В 1960-е участвовал лишь в одной выставке московских художников, писал многочисленные статьи и заметки о проблемах творчества и методологии исследования произведений искусства.
Никритин является ярким представителем той плеяды художников, которые не вписывались ни в метафизический авангард 1910-х, ни в зарождающийся соцреализм. Сформировавшись в период созревания и кризиса основных направлений авангарда в России, в 1920-е он создаёт теории, основанные на идеях Вильгельма-Фридриха Оствальда и А.А.Богданова (создателя науки «тектология») о новом энергетическом пространстве и системности мироздания. Изучая целый спектр современных наук, в том числе физику, психологию, историю теории и развития мирового театра, музыки и литературы, Никритин ищет универсальный метод, в рамках которого живописное полотно включало бы в себя не законченное сюжетное содержание или социальную идейность, но являло бы собой проекцию духовной практики самого художника. Никритин – художник эксперимента, художник процесса, который для него важнее, чем результат. Живописный язык Никритина близок идеям экспрессионизма, сюрреализма, его можно считать предвестником концептуальных направлений в искусстве.
Основные произведения художника 1920-х – первой половины 1930-х – «Конструкция» (1920–1922. ГТГ); графическая серия «Война» (1922–1924. ГТГ); «Тектоника» (1921. ГТГ; ГМСИ); «Прощание с мёртвым» (1926. ГТГ); «Человек и облако» (Середина 1920-х. ГМСИ); «Человек в цилиндре» (1927. ГМСИ); «Кричащая женщина» (1928. ГМСИ); «Суд народа» (1934. ГТГ); «Старое и новое» (1935. ГМИ РК).
Никритин экспонировался на таких выставках, как «Свободное искусство» (1916–1917. Москва); выставка в МЖК (1922. Москва), Первая русская художественная выставка (1922–1923. Берлин–Амстердам), 1-я Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (1924. Москва); выставка отчётных работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931. Москва).
Персональные выставки художника прошли в 1925, 1926, 1927 (МЖК); в 1956 и 1969 (МОСХ); совместно с В.П.Ахметьевым и Н.П.Прусаковым (1932. Москва). В 2004 состоялась выставка «Шары Света – станции Тьмы. Искусство Соломона Никритина (1898–1965) / Spheres of Light, Stations of Darkness. The Аrt of Solomon Nikritin (1898–1965)» (ГМСИ).
Произведения Никритина находятся в ГТГ, ГМИ РК, ГМСИ и частных коллекциях.
Литература:Архивы:
- Авангард, остановленный на бегу 1989;
- Е.Ю.Дёготь. Русское искусство XX века. М., 2000;
- Н.Адаскина. Соломон Никритин. Шары Света – станции Тьмы // Третьяковская галерея. 2004. №4;
- Ш.Дуглас. Никритин и русский авангард. Москва–Киев–Москва. 1916–1924, И.Лейтес. Хроника жизни и творчества С.Б.Никритина // Шары Света – станции Тьмы. Искусство Соломона Никритина (1898–1965). ГМСИ, Салоники. [Каталог] Салоники, 2004;
- Климент Редько и Соломон Никритин // Александр Лабас. Воспоминания. СПб., 2004;
- Борьба за знамя 2008.;
- ОСТ. Графика общества станковистов. Галерея «Элизиум». [Каталог] М., 2009;
- Л.Пчёлкина. Соломон Никритин – художник «процесса». Неизвестные страницы русского авангарда 1920-х // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С.Г.Строганова. М., 2012.;
- РГАЛИ. Ф.677 (личное дело);
- ОР ГТГ. Ф.141 (автобиография).;