МУСАТОВ Николай Алексеевич

Театральный художник, живописец, график, прикладник, педагог

Родился в семье служащего. Учился в СЦХПУ (1908–1917), которое окончил со званием «художник декоративной живописи и театра». После революции занимался в мастерской Г.Б.Якулова. Затем в 1917–1922 получил образование во Вхутемасе. В студенческие годы работал художником по детской игрушке при Кустарном музее земства в Москве под руководством Н.Д.Бартрама (1910–1916), а также помощником у художника и руководителя декоративной мастерской Строгановского училища В.Е.Егорова в Театре миниатюр (1916). Вскоре Егоров ушёл, и Мусатов стал работать самостоятельно в качестве художника-постановщика (1916–1917). После окончания училища несколько лет проработал в театре ГосЕТ, где оформил спектакли: «Маски» Шолома Алейхема (1921), «Колдунья» по Абраму Гольдфадену (1922), «Агенты» (1920-е). В 1920–1921 вновь работал помощником Егорова на кинофабрике «Нептун». В 1921 с группой студентов декоративной мастерской принял участие в оформлении спектакля «Мистерия-буфф» (режиссёр А.М.Грановский) для делегатов Коминтерна, исполнив декорации по эскизам Н.И.Альтмана. В 1922 самостоятельно поставил «1001 ночь» в Детском музыкальном театре Н.И.Сац (работа была зачтена как дипломная во Вхутемасе).

В 1923–1925 – штатный художник-постановщик в Драматическом театре им. МГСПС, где выполнил ряд постановок: «Нора» Генрика Ибсена (режиссёр Е.О.Любимов-Ланской), «Борьба» Джона Голсуорси (режиссёр Е.Гурьев), «Банкет капитала» Б.С.Ромашова (по другим данным, неосуществлённая постановка ГАБТа). В 1926 оформил оперу «Снегурочка» (режиссёр И.М.Лапицкий) в Харьковской государственной опере.

Н.А.Мусатов. Эскизы костюмов к балету Б.Б.Бера ≪Смерч≫. ГАБТ. 1927. Бумага, акварель, гуашь. ГЦТМ
Н.А.Мусатов. Эскизы костюмов к постановке ≪Банкет капитала≫ . ГАБТ. 1927. Бумага, рафитный карандаш, темпера, серебряная краска, бронза. 27,9×39,7. ГЦТМ
Н.А.Мусатов. Эскиз костюма к балету Б.Б.Бера ≪Трагедия масок≫. Балетная студия К.Я.Голейзовского ≪Московский камерный балет≫. 1922. Бумага на картоне, графитный и цветной карандаши, акварель, белила, бронза. 22,8×17,8. ГЦТМ
0 / 0

С 1926 занимал должность художника в Большом театре. В 1922–1929 сотрудничал с К.Я.Голейзовским, оформил ряд его балетов и концертных номеров на сцене Большого театра и в театрах других городов. Среди постановок Московского Камерного балета под руководством Голейзовского – «Сказка о Жуке и стрекозах» на музыку Эдварда Грига (1922), «Саломея» Рихарда Штрауса (1922), «Трагедия масок» Б.Б.Бера (1922) и другие. В Большом театре работал над эскизами декораций и костюмов к балетам Бера – «Смерч» (1927; не осуществлён) и «Лизетта и Рауль» (1925) в постановке Голейзовского.

В конце 1920-х до 1930 работал в Госиздате, где оформлял книги, иллюстрировал журнал «Комсомолия».

Член Московской ассоциации художников-декораторов (МАХД), с 1932 – член МОСХ.

С 1923 по 1950-е оформил значительное количество выставок и павильонов, среди которых – «Туркестанский павильон» (1923, 1938–1941, 1951–1954), павильон «Киргизская ССР» (1940, 1950-е) и павильон «Химизация» (1941) на ВСХВ. Также занимался оформлением павильонов на выставках за рубежом – в Лейпциге (1929), Париже (1937), Нью-Йорке (1939). Принимал участие в оформлении революционных праздников и парадов, оформлял также выставочные залы, игровые площадки, интерьеры. В 1930-е выступил как автор художественного оформления площадей Москвы: «Охотный ряд», площадь им. Свердлова, площадь Коминтерна. В 1946–1948 преподавал на кафедре композиции в МЦХПУ (бывш. Строгановское).

Работы и архивные материалы Мусатова хранятся в ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, Музее Большого театра, РГАЛИ, в коллекции семьи Голейзовского.

Принимал участие в выставках: «Театрально-декорационное искусство Москвы 1918–1923» (1923); 1-я театрально-декорационная выставка (1929); Всемирная выставка «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке (1939) и других.

Архивы:
  • ГЦТМ. Ф.696 (Н.А.Мусатов);
  • РГАЛИ. Ф.2943. Оп.1. Ед. хр.2475. Л. 60–70 (Автобиография).;

Автор статьи: Е.Ю.Мазихина