МУХИНА Вера Игнатьевна

Скульптор. Классик советской скульптуры, Мухина в 1910-е как в скульптуре, так и в графике отдала дань кубизму

Мухина происходила из купеческой семьи. Детство провела в Феодосии, где училась в гимназии и начала рисовать. Первым живописным опытом было копирование этюда И.К.Айвазовского. Продолжила домашние уроки рисования в Курске, куда семья переехала после смерти отца, вскоре – отъезд в Москву.

Два года (1910–1911) посещала частную художественную школу К.Ф.Юона и И.О.Дудина. «Тяготение к объёмной форме» и «мечта о скульптуре» (слова Мухиной из «Автобиографии»: Мухина. Литературно-критическое и художественное наследие. Т.I. М., 1960. С.7) привели её в 1911 в скульптурную студию Н.А.Синицыной. Уже в конце 1911 Мухина перешла в Студию живописи и рисунка И.И.Машкова (по совету своей знакомой Л.С.Поповой), где тоже проучилась совсем недолго – до начала января 1912. Обстоятельства – «спортивная катастрофа» («Автобиография») – заставили её покинуть студию, куда она уже не вернулась.

В.И.Мухина. Скульптура ≪Рабочий и колхозница≫. Советский павильон на Международной выставке в Париже. 1937
В.И.Мухина. Юлия. 1925. Дерево. Высота 180. ГТГ
В.И.Мухина. Пьета. 1916. Глина. Не сохранилась
В.И.Мухина. Эскиз костюма к пьесе А.Шницлера и Э. фон Донаньи ≪Покрывало Пьеретты≫. 1916. Бумага, тушь, гуашь, золото. 63×45,5. ГРМ
0 / 0

В 1912 Мухина отправилась в Париж – продолжать художественное образование. В Париже встретилась с Поповой, Н.А.Удальцовой и Изой Бурмейстер. Поступила в частную академию де ля Гранд-Шомьер (см.: академии парижские), где училась у Антуана Бурделя. Хотя Мухина утверждала, что в парижский период пыталась работать во многих направлениях, её произведения того времени (1912–1914) несут явный отпечаток бурделевского влияния. В связи с жизнью в Париже Мухина вспоминала и о «большом влиянии содружества с Л.С.Поповой, художницы очень страстной, всегда с большим энтузиазмом откликавшейся на всё новое». Позднее Мухина назвала её «талантливым гидом среди рифов и мелей формалистического искусства» («Автобиография»). Из Парижа Мухина вместе с Бурмейстер уеха­ла в Италию, но Первая мировая война прервала это путешествие.

С 1914 по 1918 Мухина закончила курсы сестёр милосердия и работала в лазаретах. В 1916–1917 сотрудничала с Московским Камерным театром как автор костюмов и декораций к постановкам «Роза и крест» по пьесе А.А.Блока, «Ужин шуток» по пьесе Сэма Бенелли и балету «Нал и Дамаянти» по мотивам индийского эпоса (осуществлены не были). Также принимала участие в оформлении знаменитого таировского спектакля «Фамира-кифаред» (выполнила декоративный лепной портал).

В 1918–1919 участвовала в осуществлении плана «монументальной пропаганды» (проекты памятников Н.И.Новикову и «Освобождённому труду». Не сохранились). Начало 1920-х – наиболее близкий кубизму период творчества Мухиной. В это время продолжает работать над монументальными формами (Проект памятника А.М.Загорскому. 1921. Гипс. Не сохранился, в 1954 переведён в бронзу; «Пламя революции». Эскиз памятника Я.М.Свердлову. 1922–1923. Гипс тонированный. Оба – ГРМ).

В дальнейшей творческой практике Мухина переходила на всё более реалистические позиции. Одной из самых известных работ Мухиной зрелого периода стала скульптура «Рабочий и колхозница», венчавшая советский павильон на Всемирной выставке в Париже (1937. Концепция и композиционный замысел архитектора Б.М.Иофана) и ставшая своего рода символом советского искусства сталинского времени.

Литература:
  • Б.Терновец. Вера Мухина. М.– Л., 1937;
  • Мухина. Литературно-критическое и художественное наследие. Т.I–III. М., 1960;
  • О.И.Воронова. Вера Игнатьевна Мухина. М., 1976;
  • Театр Веры Мухиной. Неизвестные страницы творчества скульптора. Ред.-сост. и автор вст. статьи Георгий Коваленко. М., 2011.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов