Учился в КХУ (1906–1909) у И.Ф.Селезнёва, соученика и друга М.А.Врубеля; в начале творческого пути испытывал сильное врубелевское влияние.
В 1909–1915 окончил курс ВХУ при ИАХ (батальная мастерская Н.С.Самокиша). В мае–июне 1915 в составе «военно-художественной экспедиции» под руководством Самокиша совершил поездку на Западный фронт. С 1916 до начала 1922 – на военной службе (офицер связи на Западном фронте, затем в Красной армии, участник кампании 1919 против Юденича).
Как самостоятельный художник сложился в петербургском сообществе «Квартиры №5» в 1915–1916, где при участии Н.Н.Пунина велись поиски новый путей в искусстве. Пунин особенно активно поддерживал художественную молодёжь, среди которых наибольшим его вниманием пользовались Л.А.Бруни и Митурич. Дружба двух художников, зародившаяся ещё в мастерской Самокиша, продолжалась многие годы. В «Квартире №5» Митуричем была сделана серия графических портретов деятелей искусства («Портрет О.Э.Мандельштама»; «Поэты»; все – 1915. ГРМ). «Портрет композитора Артура Лурье» (1915. ГРМ; ту же модель написал тогда Бруни) – одна из лучших работ Митурича этого времени – свидетельствует об отказе от академических приёмов, о сознательной примитивизации образа. Смелая игра с силуэтами, динамика и контрастность линий и цветовых (или штриховых) поверхностей характерны для произведений Митурича середины 1910-х, как живописных, так и графических (в том числе журнальной графики).
Особую роль в творчестве Митурича сыграл В.В.Хлебников. Их знакомство произошло в «Квартире №5» в 1915. В 1922 Митурич увёз Хлебникова в Санталово (Новгородская губерния), где поэт скончался. С болезнью и смертью поэта связан лучший графический цикл Митурича («Велимир Хлебников на смертном одре»; «Последнее слово “Да”». Оба – 1922. ГТГ), в котором художник стремился передать суть хлебниковской поэзии.
В 1922–1923 Митурич создал рукописную книгу «Велимир Хлебников. Разин» (архив семьи художника). В ней текст поэмы был причудливо переплетён с декоративным оформлением, элементы которого Митурич разрабатывал с 1918 (в виде декоративных беспредметных виньеток и графических мотивов).
Ещё одним важным фактором взаимодействия поэзии Хлебникова и новаторских поисков Митурича стала так называемая «пространственная графика» – раскрашенные картонные конструкции с текстами стихотворений Хлебникова (1919–1921. Не сохранились. Реконструированы сыном художника М.П.Митуричем).
В этот период Митурич участвовал в ряде выставок, в том числе авангардных: «Выставка живописи “1915 год”» (Петроград); «Мир искусства» (1915, 1916, 1917, 1918. Петроград); выставка современной русской живописи (1916. Художественное бюро Н.Е.Добычиной, Петроград); 1-я государственная свободная выставка произведений искусств (1919. Петроград); Первая русская художественная выставка (1922–1923. Берлин–Амстердам). В первую годовщину смерти Хлебникова Митурич устроил две персональные выставки (1923) в МЖК в Москве и в МХК в Петрограде. Состоял членом-учредителем общества «4 искусства» и участвовал в двух его выставках (1925–1926).
С 1922 Митурич работал в Москве. С 1923 по 1930 преподавал во Вхутемасе–Вхутеине, в 1931 – в литографской мастерской ОГИЗа, в 1937 – в Институте повышения квалификации художников-графиков.
В 1920-е занимался исследованиями волнового принципа движения и конструированием механизмов на волновой основе («Волновик»).
Портреты 1940-х выполнены Митуричем в особой графической манере свободного штриха, благодаря которому достигается единство модели и окружающей световоздушной среды.
В конце 1920-х – 1940-е вокруг Митурича сложилась группа учеников и последователей – по существу, собственная графическая школа (П.Г.Захаров, Е.С.Тейс, М.Х.Горшман, А.В.Свешников и другие, позже – М.П.Митурич).
Также был участником следующих экспозиций: 14-я Международная выставка искусств (1924. Венеция); выставка рисунка группы художников (Л.А.Бруни, Н.Н.Купреянов, В.В.Лебедев, П.И.Львов, Митурич, В.Е.Татлин, Н.А.Тырса. 1926. Москва); выставка группы Обис (1925. Москва).
Произведения Митурича находятся в ГРМ (более ста пятидесяти произведений), ГТГ (около двухсот пятидесяти произведений), ГМИИ, КГХИ, ГИМ, СМА, Всероссийском музее А.С.Пушкина на Мойке (Петербург), Доме-музее В.В.Хлебникова (Астрахань) и других музеях, а также в частных коллекциях.
Литература:Сочинения:
- Н.Н.Пунин. Рисунки нескольких «молодых»// Аполлон. 1916. №4–5;
- А.А.Сидоров. Русская графика за годы революции. 1917–1922. М., 1923;
- Н.Н.Пунин. Обзор новейших течений в искусстве Петербурга // Русское искусство. 1927. №1;
- Пётр Васильевич Митурич. Альбом. Сост. Н.Розанова. М., 1973;
- О.Э.Гарина. Портрет в графическом творчестве П.В.Митурича // Советская графика’78. М., 1980;
- Е.М.Жукова. Пространство, движение, ритм. О структуре произведений П.В.Митурича // Панорама искусств 4. М., 1981;
- М.А.Чегодаева. Заповедный мир Митуричей-Хлебниковых. М., 2004;
- С.В.Митурич. Неизвестный Пётр Митурич. Материалы к биографии. М., 2008;
- Пётр Митурич. К 125-летию со дня рождения. Выставка графики из собрания Государственной Третьяковской галереи. [Каталог] М., 2012.;
- Общие директивы по делу преподавания изобразительных искусств в средней школе // Вестник народного просвещения Союза коммун Северной области. 1918. №4–5;
- Творческая ось // Искусство коммуны. 1919. №6;
- П.Митурич. Записки сурового реалиста эпохи авангарда. Дневники, письма, воспоминания, статьи. М., 1997.;
Архивы:
- Киевский городской архив. Ф.93;
- НБ РАХ. Ф.789;
- РГАЛИ. Ф.527;
- ОР ГТГ. Ф.215.;