Творчество Миллера, в юности примыкавшего к «чистым» конструктивистам, оказалось на долгое время связано с театром, в основном с В.Э.Мейерхольдом и его учениками-режиссёрами. Это не могло не повлиять на его художественную стилистику, образное и пространственное мышление.
Родился в Москве. В 1915 поступил в ОХУ, в 1916 перевёлся в ХХУ. В 1920–1924 учился на живописном отделении московского Вхутемаса, но не окончил его. Одним из преподавателей Миллера был А.М.Родченко, и после 1920 вместе с другими его студентами (А.М.Ганом, Л.М.Саниной, А.А.Миролюбовой) Миллер вошёл в состав Рабочей группы конструктивистов. Участвовал в производственных ячейках ПРГК – «Арматуры повседневного быта», «Проз и спецодежды», «Типографского искусства». Позже, в 1924, в составе группы выставлял свои произведения на Первой Дискуссионной выставке объединений революционного искусства.


В 1921 иллюстрировал книги Рюрика Рока «От Рюрика Рока чтения» (Москва) и поэму Г.П.Шторма «Карма йога» (Всероссийский союз поэтов, отделение в Ростове-на-Дону).
К 1921 относится один из первых театральных опытов Миллера – он оформил постановку «Лекарь поневоле» Мольера (режиссёр Г.Л.Рошаль, ученик В.Э.Мейерхольда). В 1923 выступил художником спектакля «Летающий лекарь» Мольера.
В 1924–1927 преподавал в Центральном доме коммунистического воспитания в Москве.
В 1927 оформил для московского Театра революции постановку «Рост» А.Г.Глебова (режиссёр В.В.Люце). Именно в это время Миллер познакомился с ещё одним учеником Мейерхольда – А.Л.Грипичем, с которым будет работать на протяжении нескольких лет: для него он оформил спектакли «Гроза» А.Н.Островского (1928–1929. Казанский драматический театр), «Мещане» М.Горького и «Я вас люблю» И.Л.Прута (оба – 1935, учебные постановки Грипича в Гитисе, где тот преподавал), возможно, были и другие совместные работы.
Предположительно в 1928 Миллер ассистировал Л.М.Лисицкому в подготовке советского павильона на Международной выставке «Пресса» в Кёльне (1928).
В конце 1940-х сотрудничал с московским театром «Ромэн», оформил там постановки «Дорога к счастью», «Плутовка» (1948–1949).
Экспонировал свои работы на 3-й выставке графики (1928. Москва), на выставке «Комсомол в Великой Отечественной войне» (1942. Москва).
Литература:
- Д.Боулт. Художники русского театра 1880–1930: Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. М., 1991.;