МЕЛЬНИКОВ Константин Степанович

Архитектор, художник, педагог

Родился в крестьянской семье Мельниковых Степана Илларионовича и Елены Григорьевны. Отец работал в Петровской сельскохозяйственной академии и держал молочное хозяйство. С раннего детства был приобщён к природе, имел тягу к рисованию, лепке и изобретательству зрелищных эффектов, построил во дворе водяную мельницу. Учился в церковно-приходской школе (1898–1902). В 13 лет отец отдал его в теплотехническую контору «В.Залесский и В.Чаплин» на должность «мальчика». В.М.Чаплин, известный инженер и учёный, «в этом худеньком мальчике угадал искру Божью», принял в семью и нанял для него домашнего учителя. Константин рисовал гипсовые геометрические тела в «головокружительном ракурсе» и «почувствовал Красоту» (здесь далее в статье приводятся цитаты из сочинений Мельникова) неожиданного сопоставления простых форм.

В 1905 со второго раза поступил в МУЖВЗ, учился на общеобразовательном отделении (у В.И.Бакшеева и С.Д.Милорадовича) и живописном факультете (у А.Е.Архипова, Н.А.Касаткина, С.В.Малютина). Делал большие успехи в рисунке углём, в 1910 «Русское слово» отмечало «головки Мельникова». Приход в класс К.А.Коровина становился праздником, с рассказами «про Париж» и лихими ударами кисти «обожаемого учителя» по холсту. В 1914 по совету Чаплина, продолжил обучение на архитектурном факультете (у Ф.О.Богдановича, С.В.Ноаковского, И.А.Иванова-Щица, А.К.Иванова, И.В.Жолтовского). «Кисть сменилась инструментом линий, и в линии живопись обрела себе дом». Преддипломная практика и начало профессиональной работы (под руководством А.В.Кузнецова и А.Ф.Лолейта) были связаны с проектированием и строительством автомобильного завода АМО в Москве.

К.С.Мельников. Клуб коммунальников им. И.В.Русакова. Москва. 1927–1929
К.С.Мельников. Гараж Госплана в Москве. 1934–1936
К.С.Мельников при участии В.В.Лебедева, Н.И.Транкливицкого, Н.А.Хохрякова. Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома на Красной площади. Москва. 1934. Перспектива. Фрагмент. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 148×150. ГНИМА
К.С.Мельников. Гараж ≪Интуриста≫ в Москве. 1930–1934
К.С.Мельников. Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Москва. 1923
К.С.Мельников. Клуб обувной фабрики «Буревестник» в Москве. 1927-1929
К.С.Мельников. Жилой дом-мастерская К.С.Мельникова в Москве. 1927–1929
0 / 0

По окончании училища в 1917 работал в архитектурной мастерской Моссовета «Новая Москва», руководимой Жолтовским и А.В.Щусевым. В 1920–1924 совместно с И.А.Голосовым образовал мастерскую «Новая Академия» на архитектурном факультете Вхутемаса. Построение архитектурных форм отличалось от неоклассического подхода Жолтовского, функционального метода А.А.Веснина и М.Я.Гинзбурга, изучения абстрактного уровня композиции Н.А.Ладовского и предполагало разработку тектонического и синтетического уровней.

В 1922–1924 участвовал в конкурсах показательных домов для рабочих («Атом» или закрученная в спираль «Пила» из блокированных домов), Дворца труда («завершающегося светящейся параболой хрустального зала»), саркофага В.И.Ленина («кристалл»), московского отделения газеты «Ленинградская правда» («Фасад, развёрнутый на полный круг»), акционерного общества «Аркос». В 1923 построил павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. «Объёмы сдвинулись с опор, вздыбились, возвеличив архитектуру новым языком – языком экспрессии».

В 1924 выиграл конкурс на проект павильона СССР на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. «Я почувствовал в диагонали чудо», которая прорезала прямоугольный участок центральным проходом с «верхним светом без стекла и без дождя». Выехав в Париж в 1925, возвёл павильон (главным художником был А.М.Родченко), киоски Госторга, спроектировал гаражи такси – кубический вариант и вариант над мостами через Сену. Осуществлённый в 1925 проект планировки и застройки Новосухаревского рынка в Москве (система рядов косо поставленных киосков, «2000 торговых мест и все угловые») оказался эффективным, благодарные меценаты присылали деньги во Францию, что позволило семье Мельникова посетить Париж, Лион, Сен-Жан-де-Люз, а детям – учиться в гимназии в Шартре.

Вернувшись в Москву в конце 1925, Мельников стал научным сотрудником ГАХН. В 1926 спроектировал Бахметьевский гараж (конструктор В.Г.Шухов) с «прямоточной системой» движения автобусов «Лейланд», которые «рисовались породистым конём», и гараж для грузовых машин на Новорязанской улице. В 1926–1927 руководил декоративной мастерской Государственного техникума кинематографии.

«Золотым сезоном» стали 1927–1929, которые были отмечены строительством клубов в Москве: им. М.В.Фрунзе, завода «Каучук», «Буревестник», фабрики «Свобода»; клуба фарфоровой фабрики им. «Правды» в Ликино-Дулёво. В основе построения клуба им. И.В.Русакова «лежал треугольник», система трансформирующихся залов, соединённых «живыми стенами», должна была прозвучать «праздничным салютом Сжатой Красоте». Идея неосуществлённого конкурсного проекта клуба им. С.М.Зуева в Москве – «оргáн из пяти цилиндров» – вернулась в «блестящем дуэте нашего дома». В Кривоарбатском переулке был построен Показательный дом архитектора Мельникова. Анна Гавриловна, жена архитектора, «согласилась на жертву, жить – жизнью Архитектуры», постоянно принимая экскурсии.

Конкурсный проект маяка-монумента Христофору Колумбу в Санто-Доминго (1929) вызвал споры и поразил своей смелостью. «Башня крыльев» символически соединила миры Старого Света и Америки, «в конструкции задействованы стихии» – ветер, дождь, чтобы возродить дух Колумба и «возбудить человечество к неустанному творению».

Экспериментальное задание на проект «Зелёного города» в Московской области (1929–1930) воспринял как возможность реализовать «Великий город сонной архитектуры», спроектировал пять видов спален для лечения сном. «Скоро к науке с техникой на помощь придут поэт и музыкант и завершат мою мечту построить сонную сонату».

В 1931, не получив персонального приглашения на заказной конкурс на Дворец Советов, представил на конкурс встречный проект Дворца народов в Москве. Объём из двух конусов – стоящего на основании и перевёрнутого, соединённых проходом – «Entrée», выражает «борьбу между Старыми и Новыми формами в Архитектуре – законченной статичной формой Пирамиды и живой и непрерывно развивающейся формой Цветка». Реконструкция Арбатской площади (1931–1933) предполагала рассмотрение «площади как станции коллективных способов передвижения, центра организации массовых выступлений и технического обслуживания уличной жизни», но здесь важен и «выбор формы площади», открытой солнцу.

Преподавал на архитектурном факультете Вхутеина (1927–1930), в Военно-инженерной академии (1932–1936), в МАИ (1934–1936). Проектирование промышленных сооружений давало широкие возможности формообразования с опорой на практический опыт.

Подведением итогов развития мировой архитектуры первой трети XX века стала V Триеннале декоративных и промышленных искусств и современной архитектуры в Милане (1933), где демонстрировались двенадцать персональных экспозиций крупнейших архитекторов – Антонио Сант-Элиа, Ле Корбюзье, Андре Люрса, Огюста Перре, Эриха Мендельсона, Людвига Мисс ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса, Адольфа Лооса, Йозефа Хоффмана, Виллема Маринуса Дюдока, Фрэнка Ллойда Райта, от СССР – Мельникова.

В 1933–1938 руководил архитектурной мастерской Моссовета №7, выполнил проекты Котельнической и Гончарных набережных, конкурсный проект здания Наркомтяжпрома на Красной площади. В проекте планировки Лужников «автором Архитектуры была сама природа. Река – краса жизни – увеличена узорами бухт; в спиралях мостов заметнее разность высот; а людские потоки перетекают без усилий, круговым самодвижением».

Преподавал на кафедре архитектуры Саратовского автодорожного института, выполнил ряд проектов для Саратова (1949–1951). Преподавал в МИСИ и ВЗИСИ, профессор (1951–1974). «Работа в учебных заведениях шла вдохновенно и с взаимной любовью». В 1967 Мельникову без защиты была присуждена учёная степень доктора архитектуры, в 1972 – почётное звание «Заслуженный архитектор РСФСР».

Павильон СССР для Международной выставки в Нью-Йорке 1964–1965 представлял «проект на переливах небесной механики – верх и низ впервые раздвинуты нами на высоту космоса, удерживаемые в стойком равновесии перекрытия образуют беспотолочный зал». В конкурсном проекте детского кинотеатра на Арбате (1967) «висячий стеклянный шар с зимним садом, пронизанный светом и воздухом, оставит глубокий след в памяти юных сердец о великом искусстве строительного дела».

Соратниками, независимо от направлений и личных взаимоотношений, считал В.Е.Татлина, В.В.Маяковского, И.А.Голосова, А.С.Никольского, Родченко, А.А.Веснина, В.Ф.Кринского, Н.В.Докучаева.

Мельников постоянно осуществлял работу по переводу отдельных событий и ярких впечатлений на язык пространственных отношений, которые выражал с помощью метафор, связующих богатый авторский мир грёзы-мечты и его архитектурное воплощение.

Литература:
  • К.С.Мельников (1890–1974) // Мастера архитектуры об архитектуре. Сост., вст. статья, прим. А.А.Стригалёва. Кн.2. М., 1975;
  • S.Frederick Starr. Solo Architect in a Mass Society. Princeton, New Jersey. 1978;
  • Константин Степанович Мельников. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика. Сост. и прим. А.А.Стригалёва, И.В.Коккинаки;
  • вст. статья А.А.Стригалёва. М., 1985;
  • Константин Мельников. Рисунки и проекты. Сост. И.В.Коккинаки, А.А.Стригалёв, Н.А.Борисовская;
  • статьи Ю.Я.Герчука, А.А.Стригалёва. [Каталог] М., 1989;
  • С.О.Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 1990;
  • Konstantin S. Mel’nikov and Construction of Moscow. Edited by M.Fosso and M.Meriggi. Essays by G.Canella, M.Fosso, O.Mačel, M.Meriggi, D.Schmidt, Ju.Volčok. Milan, 2000;
  • К.С.Мельников. Архитекторское слово в его архитектуре. Cост. О.И.Адамов. М., 2006.;
Архивы:
  • ГНИМА;
  • семейный архив (дом архитектора К.С.Мельникова);
  • ГУОП;
  • РГАЭ.;

Автор статьи: О.И.Адамов