МАТЮШИН Михаил Васильевич

Художник, музыкант, композитор, писатель, художественный критик, издатель, педагог

Родители: мать Ирина Петрова Матюшина, православного вероисповедания, крепостная помещицы Екатерины Петровой (отчество так в документе) г.Граве; отец – Николай Александрович Сабуров, бухгалтер, брат актрисы Александринского театра Е.А.Сабуровой (сына не признал; незаконнорожденный получил фамилию матери). Восприемники – уволенный из духовного звания Василий Иванов Раевский и нижегородская мещанка Наталия Васильева Смирнова.

К семи годам Матюшин выучился самостоятельно читать и писать, в девять лет сам смастерил скрипку. С 1870 вместе с братом Егором пел в церковном хоре. В это же время начал заниматься в только что открывшейся Нижегородской консерватории в классе скрипки. В 1874 старший брат Николай забрал всю семью в Москву.

М.В.Матюшин. Стог сена. 1922. Бумага, гуашь. 38,2×46,8.Музей органической культуры, Коломна
М.В.Матюшин. Кристалл. 1919–1920.Холст, масло. 68×50. ГТГ
М.В.Матюшин. ≪Сверхтело≫. Куб в четвёртом измерении пространства.1923. Дерево, тушь, красная гуашь.Не сохранился
М.В.Матюшин. Пейзаж (Вхождение сфер). 1921. Бумага, акварель. Музей органической культуры,Коломна
М.В.Матюшин. Движение в пространстве. Не позднее 1921. Холст, масло. 124×168. ГРМ
М.В.Матюшин. Композиция на смерть Е.Г.Гуро.1918. Бумага, акварель. 27х38,4. ГРМ
0 / 0

В 1876–1881 учился в Московской консерватории у профессора А.А.Гильфа (скрипка) и С.И.Танеева (гармония). Декабрь 1882 – сентябрь 1913 – «первая скрипка» Придворного оркестра в Петербурге.

В 1885 женился на М.И.Патуак. В семье было четверо детей: Анна, Лидия (умерла в блокаду в 1942); Николай (в 1915 был призван в армию, после революции уехал в Париж, следы его затерялись), Мария (её мужа расстреляли в 1937, а она была сослана в Темниковские лагеря в Мордовии (1938–1946).

Через жену Матюшин познакомился с художником И.Е.Крачковским, который посоветовал ему поступить в Рисовальную школу ОПХ, где Матюшин учился в 1894–1898; затем в 1903–1905 – в студии Я.Ф.Ционглинского, где познакомился со своей будущей женой Е.Г.Гуро; в 1906–1908 – в студии Е.Н.Званцевой у М.В.Добужинского и Л.С.Бакста.

В 1900 побывал в Париже. В автобиографии отметил те произведения, которые произвели сильное впечатление: «Мона Лиза» Леонардо, «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, работы Клода Моне и Эдгара Дега. Особо отметил полотна Джованни Сегантини за исключительную выразительность света и движения, достигаемых «чередованием цветных шнурочков в ведении формы» (М.Матюшин. Творческий путь художника. С.61–63).

В декабре 1904 (по другим источникам – 1906) женился на Гуро. В автобиографии Матюшин делит свой путь художника на несколько периодов: «1905–1914 – искания цвета и света в этюдах с натуры, преимущественно в пейзажах. 1911–1913 – лучшие этюды в пейзаже и портрете, написанные в импрессионизме. С 1914 – больше не пишу импрессионистических вещей. Я стал работать в кубизме» (Матюшин. Творческий путь художника. С.104–108).

В 1911 познакомился с творчеством теософа и математика П.Д.Успенского, оказавшего большое влияние на его мировоззрение и творчество: Матюшин увлёкся идеями «четвёртого измерения». В личной библиотеке Матюшина появляется книга Успенского «Tertium Organum. Ключ к загадкам мира» (СПб., 1911). Он изучает книгу Н.О.Лосского «Мир как органическое целое» (М., 1917). Лосский был дружен с Матюшиным. Они вместе входили в философское общество, организованное Андреем Белым. Идея Успенского о единстве всего живого и искусстве как особом пути познания, связанного с наукой и философией, органическая теория Лосского стали для Гуро, Матюшина и его учеников основой для развития нового чувства пространства и в начале 1920-х им была разработана собственная система «Зорвед. Расширенное смотрение». «Четвёртое измерение» Успенского – это расширение границ человеческого сознания, «настройка» внутреннего взора, способного увидеть незримые связи, которые невозможно углядеть взором обыденным. «Медитационные» пейзажи 1916 – это первые шаги художника в новой трактовке пространства. Его интересовала проблема стыка неба и земли – расширенным сознанием охватить единство мира.

В 1912 Матюшин вместе с Гуро написал небольшую теоретическую статью «Чувство четвёртого измерения». Статья готовилась для издательства «Журавль», но не была закончена. Позже эти идеи получили развитие в работе 1926 «Опыт художника новой меры» (А.Повелихина. Мир как органическое целое // Великая утопия. С.55–63).

В 1908–1910 сблизился с поэтами и художниками-футуристами – Д.Д. и В.Д.Бурлюками, В.В.Каменским, В.В.Хлебниковым, бывает у Вяч.И.Иванова, А.М.Ремизова, Ф.К.Сологуба и других.

В 1909 Матюшин и Гуро организовали издательство «Журавль», выпустившее до 1917 двадцать книг, брошюр и сборников. В 1909 – начале 1910 вместе с Гуро был инициатором создания общества «Союз молодёжи» (1910–1914), должен был стать его председателем, но из-за программных и идейных разногласий оба вышли из оформлявшегося общества, но всегда поддерживали с ним отношения. Матюшин был принят в члены «Союза молодёжи» в 1913, участвовал в 4-й и 5-й выставках «Союза».

С 1914 выступал как писатель, художественный критик и публицист. Издал книгу Глеза и Метценже «О кубизме» (перевод Е.Г.Низен, редакция Матюшина).

В «Первом журнале русских футуристов» (1914) опубликовал статью «Футуризм в Петербурге». Статья посвящена спектаклям «Победа над Солнцем» и трагедии «Владимир Маяковский».

В 1916 – «О выставке последних футуристов» (Изд-во «Очарованный странник». Альманах весенний. С.16–18) (О выставке в бюро Н.Е.Добычиной «0,10»). Самые интересные работы на выставке, отмечает Матюшин, это – работы К.С.Малевича и В.Е.Татлина. В этом же альманахе опубликованы стихи Гуро «Город» и «Журавлиный барон». На выставке продавалась брошюра Малевича «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», выпущенная издательством «Журавль» в декабре 1915 на средства Матюшина. Брошюра являлась своеобразным манифестом нового пути в искусстве.

В 1915 при поддержке Матюшина вышла книга П.Н.Филонова «Пропевень о проросли мировой» (Пг.). В 1916 Матюшин написал статью «Творчество Павла Филонова» (Опубликована впервые Е.Ф.Ковтуном в «Ежегоднике рукописного отдела Пушкинского дома на 1977 год». Л., 1979. С.232–235).

В 1905–1906 Матюшин начал работать как композитор. Первым сочинением была симфоническая сюита на стихи Гуро «Арлекин» (опубликована в 1909 в первой книге рассказов, стихов и пьес Гуро «Шарманка»). 1910–1914 – «Венерины танцы» – неоконченное музыкальное произведение. Написана только партия скрипки. 1912 – сюита для скрипки и фортепиано «Осенний сон». Опубликована в книге Гуро «Осенний сон» (СПб., 1912; отдельное издание сюиты – Пг., «Журавль», 1915). «Целиком с натуры записаны буря, блаженный треск осенних кузнечиков» (Творческий путь художника. С.138).

В 1913 написал музыку для оперы «Победа над солнцем» (пролог В.В.Хлебникова, либретто А.Е.Кручёных, костюмы и декорации Малевича). Эта опера должна была стать частью трилогии – «Победа над солнцем», «Победа над вой­ной», «Победа над империализмом». Ноты музыкального вступления к «Победе над солнцем» были напечатаны в сборнике памяти Гуро «Трое» (СПб., 1913). Полная партитура издана в типографии товарищества «Свет» в 1913 (Поляков 2007. С.461). Эта первая футуристическая опера была поставлена на сцене Театра В.Ф.Комиссаржевской «Луна-парк» (Офицерская, ныне ул. Декабристов, 39). Состоялось два представления – 3 и 5 декабря 1913. В музыкальную партитуру, основанную на четвертитоновой системе, Матюшин включил грохот пушечной канонады, шум мотора и другие звуковые эффекты. В феврале 1914 Малевич пишет Матюшину о предложении поставить оперу в Москве, но постановка не состоялась (К.Малевич – М.Матюшину. 15 февраля 1914 // Наше наследие. 1989. II (8). С.134–135).

1914 – фортепьянная сюита «Дон Кихот». Этой композицией Матюшин закончил цикл музыкальных произведений, связанных с творчеством Гуро. Опубликована отдельным изданием (Пг., «Журавль», 1915). Как и «Осенний сон», эта сюита тяготеет к новым тональным системам.

1915–1919 – опера «Война» («Побеждённая война») на текст Кручёных. Вторая часть задуманной трилогии. В анонсе к публикациям издательства «Журавль», вероятно, это же произведение Кручёных названо «Военная опера» (Поляков 2007. С.505).

1923 – Композиция в четвертях тона для скрипки в сопровождении рояля (не окончена). 18 февраля 1923 композиция была исполнена на квартире у Г.М.Римского-Корсакова: Матюшин (скрипка), М.В.Эндер (рояль). Присутствовал Д.Д.Шостакович. (Г.М.Римский-Корсаков, внук Н.А.Римского-Корсакова, вместе с Е.А.Шолпо разрабатывал теорию «графического звука». Занимался четвертитоновой музыкальной системой. В 1925 опубликовал об этом статью в сб. «De Musica. Временник отдела теории и истории музыки». В 1925–1932 – дирижёр Ансамбля четвертитоновой музыки.)

1920–1923 – ежегодно в память Елены Гуро в день её рождения Матюшин устраивал спектакли в квартире Эндеров на Петроградской стороне (ул. Песочная, ныне Профессора Попова, 33). Темы спектаклей брались из произведений Гуро: в 1920 – «Арлекин» и «В закрытой чаше» (из «Шарманки»), в 1921 – «Осенний сон», в 1922 – «Небесные верблюжата»; в 1923 поставлен спектакль «Рождение Света, Цвета и Объёма». Задачей этих спектаклей было «погрузить зрителей в цвето-формовую и звуковую среду. Зрители помещались в центре большой, шестьдесят метров, комнаты, в центре действия. Звуки наполняли пространство. Они шли с разных сторон. Использовались рояль, скрипки, гудение длинной струны, шуршание верёвки. При постановке “Небесных верблюжат” был использован приём создания “расширения” пространства. Зрители попадали в помещение, заполненное “облаками”, которые постепенно раздвигались и поднимались вверх» (А.Повелихина. «Тотальный» театр Матюшина // Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века. М., 2000. С.81–84).

Матюшин выступал и как теоретик музыки. В 1909 Н.И.Кульбин в зале Тенишевского училища (Моховая, 33) прочитал лекцию «Свободное искусство как основа жизни», а в 1910 на русском, немецком и французском языках вышла его книжка «Свободная музыка. Результаты применение новой теории художественного творчества в ­музыке» (СПб.). В 1912 статья «Свободная музыка» была напечатана в альманахе «Синий всадник». Кульбин говорил о введении малых интервалов, музыке свободных звуков, не связанных с нотным станом, о цветной музыке и цветном слухе и о записи новой музыки. Именно в этот период Кульбин познакомился с Матюшиным. Вероятно, влияние идей Кульбина на творчество Матюшина было значительным как в музыке, так и в живописи. В ноябре 1913 Кульбин участвовал в репетициях и приготовлениях к постановке оперы «Победа над солнцем».

В 1915 Матюшин опубликовал «Руководство к изучению четвертей тона для скрипки» [принцип общей системы удвоенного хроматизма] (Пг., «Журавль», 1915). Важной была проблема не только исполнения четвертитональной музыки, но и проблема её записи. Матюшин предложил использовать систему записи крюками, как в средневековой музыке, опираясь на древнерусскую традицию. В 1916–1918 он изготовил новый тип скрипки, на которой удобно было играть в новой системе удвоенного хроматизма. В основу формы его скрипок была положена форма клавироподобных прямоугольных гуслей (В.А.Ишмеева. О четвертитоновой нотации в русской музыке начала ХХ века – http://lib.herzen.spb.ru/text/ishmeyeva_118_251_255.pdf). Одна из скрипок Матюшина демонстрировалась в МХК в 1924 (Ю.Мизерин. Михаил Матюшин. 1861–1934. С.18). Однако единой системы записи четверти тонов не было создано ни в России, ни за рубежом. В России одновременно с Матюшиным четвертитоновой музыкой занимались А.С.Лурье, Г.М.Римский-Корсаков, И.А.Вышнеградский, Н.А.Рославец; Алоис Хаба в Чехии, Рихард Генрих Штайн, Й.Магер – в Германии.

1916 – «О старом и новом в музыке». Статья предназначалась для сборника Малевича «Супремус», но сборник не вышел. Опубликована в 1920 в Витебске в альманахе «Уновис».

С 1909 Матюшин вёл класс скрипки в Народной консерватории, в гимназиях и музыкальных школах (Народная консерватория в Петербурге была основана в 1908. Размещалась по нескольким адресам: Гагаринский, 16 (1909–1913); Моховая, 33 (1913–1915); 1-я Рота Измайловского полка (1916–1917, ныне 1-я Измайловская ул.); Кузнечный пер., 7 (после 1917) (Мизерин. С.18).

В 1922–1923 Матюшин читал лекции по истории музыки в музыкальной школе Выборгского района (ул. Симбирская, 17, ныне – ул. Комсомола), проводя аналогии с изобразительным искусством. После 1923 прекратил композиторскую деятельность и преподавание музыки.

В 1918 Матюшин приглашён Малевичем в АХ (ГСХМ) вести занятия во время его отсутствия. Вскоре мастерская перешла Матюшину полностью и получила название «Мастерская пространственного реализма». В 1921 во время реформы АХ мастерская закрылась, но Матюшин оставался профессором живописного факультета до 1926, проводя занятия по общей утверждённой программе.

1921–1926 – исследовательская работа Матюшина и его учеников была перенесена в МХК, преобразованный в 1924 в Гинхук (Исаакиевская пл., 9, особняк Мятлева), где Матюшин возглавил Отдел органической культуры. Задача отдела – «постижение природы и мира как единого целого организма, посредством новых методов работы, действующих в четырёх направлениях – осязания, слуха, зрения и мысли, создать и развить в художнике новую культуру и новый организм восприятия». Матюшин пригласил в свой отдел художников, которые учились у него в «Мастерской пространственного реализма»: Б.В., М.В., К.В. и Г.В.Эндеров и Н.И.Гринберга. В течение академического года (1924–1925) отдел провёл двадцать восемь дискуссионных заседаний для сотрудников Гинхука, сорок восемь лекций внутри отдела и восемь публичных лекций (Мизерин. С.24). Ученики Матюшина составили основу группы «Зорвед». Группа исследовала главные средства пластического языка – форму, цвет и влияние на них звука. «Главная особенность изучения цвета, формы и звука заключалась в том, что впервые их исследование и живое наблюдение велось не изолированно, а с учётом пространственной среды, в которой оказывались объекты наблюдения. Это достигалось расширенным смотрением». Работы, написанные в таком состоянии наблюдения, Матюшин называл «новый перпендикуляр» или «новый вертикал». Выводы, сделанные из практических наблюдений, состояли в следующем:

1. Цвет играет формообразующую роль: тёплый – округляет форму, холодный – заостряет.

2. Изменение цвета и формы зависит от угла зрения.

3. Усиление цветности формы и среды происходит при условии движения этой формы в данной среде.

4. Изменение цвета во времени, когда огромную роль играет дополнительный цвет, вызывающий в свою очередь второй, третий и т.д. дополнительный.

5. Возникновение между цветным объектом и средой третьего цвета, сцепляющего.

(А.Повелихина. Гинхук. Отдел органической культуры // Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века. С.50–53).

Выводы из опытов фиксировались в таблицах, которые экспонировались на выставках в Гинхуке 1924, 1925, 1926. Были сделаны специальные планшеты, которые Малевич взял с собой за границу в 1927 (СМА). Последние таблицы были сделаны в 1930 для выставки Матюшина и его учеников в Доме искусств.

Результат работы был зафиксирован в «Справочнике по цвету», изданном в 1932 в количестве четырехсот двадцати пяти экземпляров.

Справочник состоит из четырёх тетрадей-таблиц, выполненных вручную. Таблицы представляют принцип цветовой гармонизации на основе открытого Матюшиным и его учениками сцепляющего цвета. После закрытия Гинхука работы по составлению справочника велись на квартире у В.Э.Делакроа (Васильевский остров, 4-я линия, д.17).

Работы со звуком начались в Отделе в 1926. Исследование шло в нескольких направлениях, аналогичных работам с цветом: звук в соединении с окружающей средой, с разной формой, с движением цветовой среды, с движением разных форм, с контрастом, возникшим вокруг этих форм. «Звучание есть та же волна колебаний, что и цвет, – считал художник. – Наш глаз как бы слышит и наше ухо как бы видит» (М.Матюшин. Наука в искусстве. Тезисы к докладу. 1926–1927. РО ИРЛИ. Ф.656. Д.36. Цит. по: А.Повелихина. Гинхук. Отдел органической культуры. С.54). В 1926 Гинхук был закрыт. Работу над звуком Матюшин возобновил за год до смерти в 1933. Он задумывал издать «Справочник по звуку» как вторую часть «Справочника по цвету».

Матюшин написал ряд статей: «Опыт художника новой меры» (1926. Опубликовано в журнале «Наука в искусстве». Харьков. 1927), «Опыт нового ощущения пространства» (1928. Опубликовано в журнале «Новая генерация». Харьков. 1928. №11). Таблицы «Справочника по цвету» предварялись его статьёй «Закономерности изменяемости цветовых сочетаний», которая состояла из двух частей – методических основ цветовой системы и объяснения принципов составления таблиц (Справочник по цвету. М. – Л., 1932).

В 1925–1926 – преподаёт в Декоративном институте.

В 1925 – прочитал в «Вольной философской ассоциации» (см. Вольфила) доклад о Хлебникове.

В 1933 – сочинил сон-сказку о русском кубофутуризме «Памяти Елены Гуро (Ретроспективная картинка футуризма с натуры)» (Архив РО Пушкинского дома).

В 1931 – вместе с учениками принимал участие в оформлении города к 1 мая. Работал над темой «Борьба за культурную революцию». Объёмная установка на Международном (Московском) проспекте состояла из двух планов: Культ-фронт (раскрытая книга с основами нового быта – трактор, фабрика-кухня, дом культуры, и старый быт с элементами прошлого – водка, примус, пасха (Художественное оформление массовых празднеств 1918–1931. 1932. Таб.128 и 43).

Ученики Матюшина дважды выставлялись вместе с ним – в 1923 на «Выставке петроградских художников всех направлений» под девизом «Зорвед» (Эндеры, Гринберг) и в 1930 в Центральном доме работников искусств под девизом «КОРН» (Коллектив расширенного наблюдения: Е.Я.Астафьева, В.П.Бесперстова, И.В.Вальтер, О.П.Ваулина, В.Э.Делакроа, Н.И.Костров, Е.М.Магарил, Е.С.Хмелевская).

Выставки, в которых участвовал Матюшин: «Современные течения в искусстве» (апрель 1908; Петербург; №№250–251 – Этюды); «Импрессионисты» (март–апрель 1909. Петербург; №№97–99 – Этюды южного побережья Кавказа); 6-я выставка НОХ (1909. Петербург; №175 – «С горы Чернявского. Сухум»; №176 – «Горы. Жужвары»); 4-я выставка «Союза молодёжи» (1912. Петербург; №№44–47 – Пейзаж; №48 – скульптура. Сучки (композиция). Здесь впервые были показаны скульптуры из корней «Первобытный человек» и «Танцовщица»); 5-я выставка «Союза молодёжи» (ноябрь 1913 – январь 1914. Петербург; №86 – «Красный звон», №87 – «Прощёный звон»); Осенний салон (1914. Париж; картины и скульптуры из корней «Первобытный человек» и «Танцовщица» погибли в Париже во время Первой мировой войны); 1-я государственная свободная выставка произведений искусств (1919. Петроград. Большая группа скульптуры под названием «Освобождённое движение» выставлена в одном зале с работами Филонова); Выставка картин петроградских художников всех направлений. 1919–1923 (1923. Петроград; №№1214–1216 – три стадии расширенного смотрения; №1217 – «Портрет-кристалл»; №1218 – «Новый перпендикуляр»; №№1219–1222 – Движение по линии, по плоскости, по объёму, из центра; №1223 – «Сверх-тело»); 14-я Международная выставка искусств (1924. Венеция; совместно с К., Б. и М.Эндерами); Международная выставка декоративных искусств и художественной промышленности (1925. Париж); Выставка работ Матюшина и его школы КОРН (1930. Ленинград, ЦДРИ. Матюшин впервые выставил картины-объёмы. В это время он ставит перед собой задачу выйти из плоскости картины в объёмно-осязательное цветовое построение образа, «создать в скульптуре образ городского пейзажа и движение массы людей в нём» (Творческий путь художника. С.134). Последнее выступление Матюшина и его школы. Кроме таблиц, были выставлены многочисленные работы в живописи и графике); Выставка произведений художников-туристов (1933. Ленинград. Без каталога. Упоминание о выставке: «Известия». 1933. 18 июня).

20 ноября 1934 состоялся вечер памяти и выставка работ Матюшина в Доме художника (Ленинград). Статья для каталога посмертной выставки написана М.В.Эндер. Похоронен на кладбище в Мартышкине.

Литература:
  • А.Е.Кручёных. Письма к М.В.Матюшину. Публ. Б.Н.Капелюш // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974. Л., 1976;
  • Б.Н.Капелюш. Архивы М.В.Матюшина и Е.Г.Гуро // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974. Л., 1976;
  • К.С.Малевич. Письма к М.В.Матюшину. Публ. Е.Ф.Ковтуна // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974. Л., 1976;
  • Русские кубофутуристы. Воспоминания М.В.Матюшина. Пред. Н.И.Харджиева // К истории русского авангарда. Стокгольм, 1976;
  • Matjuschin und die Leningrader Avantgarde. Eine Ausstellung im Badischen Kunstverein Karlsruhe. [Katalog] Stuttgart–Munchen, 1991;
  • Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ века. Выставка в галерее Гмуржинска. [Каталог] Кёльн, 1999–2000. Авт. концепции и науч. ред. каталога А.В.Повелихина. М., 2000;
  • Органика. Новая мера восприятия Природы художниками русского авангарда 20 века. Концепция каталога-альбома и выставки А.В.Повелихина. М., 2001;
  • Т.Горячева. Статья Михаила Матюшина «О старой и новой музыке» в альманахе «Уновис» // Искусствознание. 1/03. М., 2003;
  • Профессор Михаил Матюшин и его ученики 1922–1926 годов. Идея и концепция проекта Н.Несмелова. СПб., 2007;
  • Поляков 2007;
  • Михаил Матюшин. Творческий путь художника. Общ. ред. А.В.Повелихиной. Коломна, 2011;
  • Маргарита Тилльберг. Творчество М.В.Матюшина – беспредметное или нет? // Беспредметность и абстракция. М., 2011;
  • Ю.В.Мизерин. Михаил Матюшин. 1861–1934. СПб., 2011;
  • Е.В.Баснер. «Кристалл» Михаила Матюшина // Беспредметность и абстракция. М., 2011.;
Сочинения:
  • Футуризм в Петербурге // Первый журнал русских футуристов. 1914;
  • Руководство к изучению четвертей тона для скрипки. Пг., 1915;
  • О выставке последних футуристов // Альманах весенний. [Вып.10]. Пг., 1916;
  • О старом и новом в музыке. //Альманах «Уновис» №1. Витебск. 1920 (пять машинописных экз.);
  • Не искусство, а жизнь // Жизнь искусства. 1923. №20;
  • Опыт художника новой меры // Наука в искусстве. Харьков. 1927;
  • Опыт нового ощущения пространства // Новая генерация. Харьков. 1928. №11;
  • Закономерности изменения цветовых сочетаний // Справочник по цвету. М. – Л., 1932;
  • Наши первые диспуты // Литературный Ленинград. 1934. №53 (75). 20 октября (о выходе первого сборника «Садок судей»).;

Автор статьи: Л.Н.Вострецова